Царь-пушка

В конце XVI века на московском Пушечном дворе, расположившемся неподалёку от Кремля на реке Неглинной, начались оживлённые работы. Царь Фёдор Иоаннович заказал опытному придворному литейщику и колокольных дел мастеру Андрею Чохову отлить пушку невиданных доселе размеров. Вес орудия должен был составить 40 тонн, а длина - около пяти метров.
Готовую пушку поставили на деревянные катки и при помощи двухсот лошадей приволокли к Кремлю. "Царь–Пушке", названной так по рельефному изображению царя Фёдора Иоанновича на дульной части, не сразу удалось попасть за крепостные стены. Она была положена на Красной площади неподалёку от Лобного места, рядом с ещё одним артиллерийским гигантом- мортирой “Павлин”, весившей почти 17 тонн. Среди воспоминаний многих путешественников того времени можно встретить информацию об этих огромных орудиях,в каждом из которых мог с лёгкостью поместиться человек.
Один польский военный писал, во времена Смуты, что в Царь-Пушку забирались по трое солдат и играли там в карты, не испытывая при этом стеснения. После окончания смутных времён для пушек в качестве постамента выстроили специальный деревянный сруб, заполненный землей. Вес орудий был столь велик, что их подъём на постамент занял почти восемь месяцев.
При Петре I соседка Царь - Пушки, мортира Павлин была отдана на переплавку, как и многие другие огромные средневековые орудия. Спустя много лет, в годы правления Елизаветы Петровны, Царь-Пушка, наконец, оказалась в Кремле у Воскресенского монастыря. В дальнейшем, уже в начале XIX века, огромное орудие было перевезено к входу в Арсенал, встав в ряд с другими средневековыми пушками. По указанию Николая I все старинные сторожа Москвы обзавелись подставками-лафетами, перед Царь-Пушкой появились декоративные полые ядра.
Уже многие годы вокруг главной российской пушки ходят разнообразные легенды и домыслы. До сих пор неизвестно, для чего был отлит этот гигант. С одной стороны, она могла использоваться как мортира- гроза крепостных стен, с другой - перевозить 40-ка тонную “воительницу” было почти невозможным. Не сходятся исследователи и во мнении, чем именно стреляла Царь-Пушка. В архивах она значится под именем “Дробовик Российский”, но многие специалисты в области артиллерии утверждают, что стрелять из неё дробью было нецелесообразно. Возможно, для этой пушки предназначались каменные ядра.
Есть легенда, что первым ядром пушки стали останки Лжедмитрия I - самозванца, объявившего себя сыном, наследником Ивана Грозного и на некоторое время воцарившегося в Кремле. Во время политического переворота он был убит, но тело его, якобы, не принимала земля. В итоге Лжедмитрия сожгли, а прахом выстрелили из Царь-Пушки.