Мы стоим перед главным католическим храмом Мюнхена и всей Баварии - церковью Богоматери. Прямо перед собой Вы можете увидеть строгий кирпичный фасад, с двумя высокими симметричными башнями с луковичными куполами. Его фасады декорированы минимально, а конструкции, поддерживающие стены храма, спрятаны внутри, а не вынесены наружу, как в большинстве немецких и французских готических соборов.
Хотя первый храм на этом месте был построен еще в XII веке, свой нынешний вид Церковь Богоматери приобрела только в конце XV века. На строительство потребовалось всего 20 лет, хотя другие готические соборы часто строились на протяжение столетий и достраивались только в XIX веке.
Церковь Богоматери потрясает своими размерами. Она может вместить до двадцати тысяч молящихся, хотя к моменту окончания ее строительства население Мюнхена составляло всего лишь около 13 тысяч человек. Сегодня в храме только на скамьях могут разместиться четыре тысячи человек.
С XV и до середины XX века церковь лишь незначительно меняла свой облик. Во время Второй Мировой войны храм был почти полностью разрушен, свод главного нефа рухнул. Впоследствии Церковь Богоматери была полностью восстановлена.
Ее величественные башни, достигающие в высоту почти 100 метров, по праву считаются символами Мюнхена. Купола в форме луковиц - характерный элемент баварской и австрийской архитектуры XVII-XVIII веков. И сегодня с башен раздается перезвон разноголосых колоколов, пять из которых сохранились со времен Средневековья.
Башни церкви Богоматери видны почти из любой точки Старого города. Строительство зданий, превосходящих по высоте церковь Богоматери, в историческом центре Мюнхена было запрещено сначала обычаем, затем декретами городских властей. В начале XXI века в городе даже был проведен специальный референдум, по итогам которого был введен официальный запрет на возведение по всему городу зданий выше, чем эта церковь.
Главная достопримечательность внутри собора - богато украшенный саркофаг, который окружают фигуры воинов и священников. Он посвящен императору Людвигу Баварскому - единственному властителю Баварии, удостоенному императорского титула. Но это не настоящая гробница, а так называемый кенотаф - ложное погребение. Оно было установлено в соборе через несколько столетий после смерти императора в середине XIV века.
Все время своего правления император Людвиг враждовал с главой католической церкви. Недовольный вмешательством императора, Папа Римский отлучил его от церкви. Это означало, что ни один священник не имеет права совершать над Людвигом церковные обряды. В том числе и хоронить его по христианскому обряду, тем более в храме. Однако, строгость отлучения в те времена компенсировалась необязательностью исполнения. Местные священники были более послушны наследникам Людвига, чем своему непосредственному церковному начальству. Так что мятежный император похоронен тут же, в церкви Богоматери, под алтарем.
Во внутреннем убранстве церкви можно найти элементы разных стилей и эпох. Три нефа отделены друг от друга рядами восьмиугольных колонн. Огромные стрельчатые окна пропускают достаточно света, так что внутри храма значительно светлее, чем в других готических соборах. Хоры богато украшены позднеготическими скульптурами.
Но один из самых загадочных элементов внутреннего убранства церкви – "След дьявола". Так называют выщербину в полу, по очертаниям напоминающую гигантский человеческий след. О том, откуда он появился в храме, сложено множество легенд. Согласно одной из них, строители церкви заключили договор с нечистой силой. Дьявол вызвался помочь им в работе, а взамен должен был получить душу первого, кто войдет в достроенный храм. Когда же церковь была построена, выяснилось, что дьявол забыл прорубить окна в стенах и договор с ним был расторгнут. В гневе он топнул ногой и вылетел из церкви. До сих пор, как говорят, дьявол носится вокруг церкви Богоматери, поэтому в окружающих ее переулках постоянно гуляет порывистый ветер.