Резиденция

Мы находимся на границе Хофгартена, главного парка Мюнхена. Прямо перед Вами Мюнхенская Резиденция – главный замок баварских герцогов и королей, из которого они управляли государством более пяти столетий. Первые постройки возникли на этом месте в конце XIV века, когда район Резиденции находился еще вне городских стен. В XVI веке здание было перестроено в стиле позднего Возрождения, многие интересные элементы сохранились во внутренних двориках, по которым стоит прогуляться.
Именно в Резиденции в XVI веке баварский герцог Альбрехт приказал устроить свой "Антиквариум" - первый европейский музей изобразительного искусства за пределами Италии. В одном из покоев дворца специально для этого итальянскими зодчими была построена сводчатая галерея, полностью дошедшая до наших дней и доступная для посещения. Шедевром ренессансной живописи считается роспись свода "Антиквариума", выполненная немецкими и итальянскими мастерами. Сегодня в галерее по-прежнему выставлена часть собрания скульптуры, а вот живописные полотна находятся в главном музее Мюнхена - "Старой Пинакотеке".
Планировка Резиденции относится к XVII веку, эпохе барокко, когда баварские герцоги достигли вершины своего могущества, а их замок стал одним из самых больших в Германии. Его расширение продолжалось и в XVIII веке, когда были построены новые герцогские покои и придворный театр в стиле рококо.
В придворном театре Резиденции впервые была поставлена опера Вольфганга Амадея Моцарта "Идоменей, царь Критский“. Сюжетом для нее послужила история древнегреческого мифологического героя, вынужденного принести в жертву собственного сына. Для репетиций постановки двадцатипятилетний Моцарт по личному приглашению баварского герцога на четыре месяца переехал в Мюнхен. Герцогу опера понравилась, и после представления он сказал композитору: "Кто бы мог подумать, что в этой маленькой головке скрываются столь великие таланты!“ Кстати, сам Моцарт считал "Идоменея“ своей лучшей оперой.
В первой половине XIX века, при короле Людвиге I была перестроена в классицистическом стиле большая часть фасадов здания, в том числе и северный, перед которым мы находимся. За образец были взяты итальянские дворцы эпохи Возрождения. Тогда же были вновь перестроены жилые покои дворца и придворная капелла.
Баварская королевская семья была вынуждена покинуть Резиденцию после революции, случившейся в Германии в конце Первой Мировой войны. Опустевший дворец был превращен в музей. Во время Второй Мировой войны Резиденция, как и весь исторический центр Мюнхена, сильно пострадала, но вскоре была восстановлена.
Восстановление разрушенного дворца стало возможным благодаря усилиям "Друзей Резиденции“ - фонда, организованного Мюнхенскими деятелями культуры. Сбор средств на восстановление памятника начался еще во время войны, когда бомбардировки продолжались. Символом дворца была выбрана птица феникс, сгорающая и восстающая из пепла. Сегодня, когда работы в Резиденции запрещены, фонд выделяет средства на реставрацию и сохранение других баварских замков и парков.
В настоящее время Резиденция служит местом торжественных приемов и концертов, организуемых баварским правительством. Здесь же размещается множество культурных и научных обществ: Германская Инженерная Академия, Баварские Академия Художеств и Академия Наук. Часть помещения занимает музей, посвященный истории Резиденции и произведениям искусства, оставшимся от герцогов и королей. Так же в музее можно увидеть Государственное собрание монет и коллекцию египетского искусства.