Прямо перед собой вы можете видеть высокое белое здание кубической формы. Это - так называемый "Центр документации истории национал-социализма“ - главное учреждение Мюнхена, посвященное исследованию преступлений гитлеровского режима и сохранению памяти о самом мрачном периоде истории города. Он находится на месте так называемого "Коричневого дома“ - особняка, который Гитлер избрал штаб-квартирой своей партии за несколько лет до ее победы на парламентских выборах и прихода к власти.
Деньги на покупку особняка выделил крупный немецкий промышленник Фриц фон Тиссен. Он поддерживал нацистов до их прихода к власти, но позднее ужаснулся еврейским погромам и эмигрировал во Францию. Там он написал покаянную книгу "Я финансировал Гитлера“. Когда немецкие войска вошли в Париж, Тиссен оказался пленником нацистов и провел четыре года в тюрьмах и концлагерях. После войны его обвиняли в пособничестве Гитлеру и лишь после еще трех лет заключения оправдали.
"Коричневый дом“ был значительно перестроен. Гитлер, который считал себя неплохим художником, лично участвовал в разработке проекта. В особняке располагались рабочие кабинеты самого Гитлера и его заместителей Геринга и Гесса.
Известно, что в своем кабинете Гитлер распорядился повесить над рабочим столом портрет американского промышленника Генри Форда. Фюрер говорил, что успехи Форда - изобретателя конвейера - неизменно вдохновляли его. Сам Форд питал ответную симпатию к нацистам, писал антисемитские статьи и финансировал перевооружение германской армии. После войны американские власти предпочли умолчать об этом неблаговидном факте биографии одного из самых известных своих соотечественников.
Во время войны "Коричневый дом“ был почти полностью разрушен. Восстанавливать здание со столь темным прошлым, разумеется, не стали. Сразу после падения нацизма мюнхенские общественные деятели заговорили о том, что это место должно в той или иной форме служить напоминанием о диктатуре и ее жертвах. Путь от возникновения идеи до ее реализации занял, однако, почти 70 лет. Лишь несколько лет назад проект строительства музейного комплекса и концепция его содержания были утверждены и Центр документации получил возможность начать работу.
Особенно ожесточенными были споры вокруг названия Центра. Многие политики, общественные деятели и публицисты указывали, что само использование в названии слова "национал-социализм“ этически неприемлемо и служит скрытой пропаганде нацистских идей. Их оппоненты возражали, что указания на учебный, научный и мемориальный характер центра в корне исключают такую трактовку. Подобные дискуссии довольно типичны там, где речь заходит о болезненной для немецкого общества теме нацизма и преодоления его последствий.
Сегодня Центр включает в себя экспозицию, рассчитанную на полуторачасовой обзор. К каждому из ее отделов существует своя коллекция фото- и видеоматериалов для самостоятельного ознакомления. В Центре регулярно проводятся выставки и лекции. Кроме того, в качестве филиала Центру принадлежит музей в бывшем концентрационном лагере Нойаубинг на окраине Мюнхена.