Перед нами – Национальный театр, главная драматическая сцена Норвегии. Он открылся в конце XIX века и с тех пор функционирует в том же здании, спроектированном Хенриком Буллем, самым востребованным норвежским архитектором, работавшем в стиле модерн. По его проектам построен Исторический музей, здание Правительства и многочисленные виллы. В числе последних знаменитая Вилла Отиум, которая с 20-х годов прошлого века является резиденцией американского посла. И именно Булль стал автором дизайна легендарного шоколада "Лоэнгрин" норвежской фабрики Фрейя, который с 1911 года стали продавать в Национальном театре по случаю премьеры одноименной оперы Рихарда Вагнера. По форме шоколад напоминал небольшую гантель, обе головки которой были стилизованы под розы с орнаментом ар-нуво. Сначала шоколад можно было приобрести только в театре, в открытую продажу он поступил несколькими годами позже. В то время шоколад, как и посещение театрального преставления, был роскошью. В 70-е годы руководство фабрики решило перестать выпускать "Лоэнгрин", что вызвало настоящий бунт общественности, и несколько месяцев спустя производство всеми любимого лакомства было возобновлено. В 2000-х годах знаменитому шоколаду был присвоен статус культурного наследия. Дизайн современной версии несколько упрощен по сравнению с оригинальной, но вкус, говорят, прежний: темный шоколад с ромовой начинкой.
Интересно, что Национальный театр открылся как частное акционерное предприятие, став полностью государственным лишь в 1975 году. Первым директором театра стал актер, Бьорн Бьорнсон, сын национального норвежского поэта и писателя Бьорнстьерне Бьорнсона. Кстати, первой женщиной-директором Национального театра стала в конце 1980-х актриса Эллен Хорн, которая позже занимала пост министра культуры.
Первую труппу Национального театра составляли актеры Театра Кристиании, открывшегося 60 годами ранее. Впрочем, новые имена появлялись быстро, сделав состав труппы действительно звездным, и начало XX столетия стало "золотым веком" Национального театра. Ключевыми фигурами были уже упомянутый актер и директор театра Бьорн Бьорнсон и актриса Юханне Дюбвад.
Во время Второй мировой войны начальство театра начало конфликтовать с немецким командованием, и троих руководителей отправили в "Грини" – самый крупный в стране лагерь для военнопленных, который был устроен в бывшей женской тюрьме в Бэруме. Во время оккупации пост директора Национального театра занимал норвежский актер кино и театра Густав Берг-Йегерь, но публика бойкотировала театр под руководством немецкого ставленника. После войны репутация театра была возрождена благодаря усилиям актеров довоенного поколения и новым именам.
В 60-е годы в театре играла Лив Ульман, пожалуй, самая известная норвежская актриса всех времен, прославившаяся на весь мир благодаря фильмам культового шведского режиссера Ингмара Бергмана. На международной театральной сцене она играла, в частности, Элизу в шведской постановке "Пигмалиона" и Нору в "Кукольном доме".
Перед главным входом в Национальный театр установлены два памятника – Генрику Ибсену и Бьорнстьерне Бьорнсону. Драматург Ибсен внес огромный вклад в норвежскую и европейскую литературу. Одной из самых популярных его пьес стал "Кукольный дом", который неоднократно ставили на сцене Национального театра. Главная героиня пьесы, та самая Нора, которую играла в частности Лив Ульман, стала прототипом феминисток, борющихся с патриархальным укладом. На пьесу "Пер Гюнт" Ибсен попросил Эдварда Грига написать музыку, которая позже приобрела мировую известность как самостоятельное произведение. Интересно, что "Пера Гюнта", с его мрачными красками, зловещими фольклорными героями в суровом норвежском ландшафте, Ибсен писал не где-нибудь, а на солнечном итальянском острове Искья.
Генрик Ибсен с Бьорнстьерне Бьорнсоном дружили, но, в то же время, профессионально конкурировали. Последний был крайне плодовит: писал романы, новеллы, театральные пьесы и стихи. Как любой уважающий себя представитель норвежской творческой элиты, он какое-то время жил в Италии. Надо сказать, момент он выбрал для путешествия не самый спокойный:во время пребывания в Риме он стал свидетелем Рисорджименто, национально-освободительного движения.
Вернувшись на родину, Бьорнсон принимал самое активное участие в общественно-политических и литературных дебатах второй половины XIX века. Именно он написал слова норвежского государственного гимна "Да, мы любим эту землю". Бьорнсон успел поработать и директором Норвежского театра в Бергене. Этот пост он занял после Ибсена. Впрочем, разлада между друзьями-конкурентами это не вызвало, и Бьорнсон успешно ставил на сцене театра как свои собственные пьесы, так и произведения Ибсена. Бьорнсон был награжден Нобелевской премией за литературу в 1903 году.