Мы находимся на небольшой круглой площади посередине Елисейских Полей и перед нами шестиметровый бравый марширующий генерал де Голль - символ французского Сопротивления во время Второй мировой войны. Именно он в 1945 году подарил Франции всеобщее избирательное право, в 1958 году на основе новой конституции, действующей во Франции и сейчас, создал Пятую республику, без всяких путчей и революций, и уже в свой первый рабочий день был назначен на пост Президента. Примечательно также, что генерал, благополучно сохранивший в своей фамилии эту аристократическую частицу "де", отличался гренадерским ростом и изящными манерами. Смиренно неся крест правителя, де Голль "служил Франции, не французам", как напишут потом биографы. Его высокий рост был знаком судьбы, вдохновлявшим его всю жизнь: еще в армии, когда капрал выкрикивал: "Равняйсь!", де Голль был единственным, кто не поворачивал головы — все равнялись на него. Уже позднее он, не отличаясь чрезмерной скромностью, скажет: "У Франции бывали тяжёлые времена, но всегда приходило спасение, ибо у Франции были Жанна д’Арк, Людовик XIV, Клемансо и Шарль де Голль".
Далеко не все в политике генерала было гладко, но между тем, его вклад в развитие общества, и прежде всего в дело объединения Европы, был оценен по всему миру. В одной лишь Франции установлено около двухсот памятников генералу. Впрочем, сам де Голль завещал не устраивать пышную церемонию похорон и не ставить помпезных надгробий, и его семья чутко следила за исполнением этой последней воли. Вы не найдете его могилы ни в столичном Пантеоне, ни вообще в Париже. И если вы побываете в Коломбье, где скончался де Голль, то удивитесь скромности надгробия - на плите лишь имя и годы жизни.
Представьте, в каком изумлении был весь Париж, когда осенью 2000 года, открывали этот 6-метровый бронзовый памятник на Елисейских Полях. Автором скульптуры стал 70-летний Жан Кардо, директор Академии искусств. Он же создал статую Черчилля, стоящую тут же неподалеку, ближе к Сене.