Особняк Пайва рука умелого архитектора отодвинула чуть вглубь от шумного тротуара, оградив фасад дома высоким забором. Его ажурная решетка в форме переплетенных сердец и в наши дни эффектно смотрится на фоне густого кустарника. Хозяйкой этого дома в конце прошлого века была авантюристка русского происхождения. Оплатив грандиозные долги испанского маркиза де Пайва в обмен на обещание жениться, она получила его титул и уже со следующим ухажером, германским графом, построила самый роскошный особняк Парижа.
Этот дом во времена Второй империи, романтично прозванной "Прекрасной эпохой", стал настоящим центром парижской светской жизни и неописуемой роскоши. Там царила она, женщина, всегда мечтавшая об этом ослепительном блеске богатства, и всю жизнь посвятившая одной цели - убежать, навсегда откреститься от своего нищего прошлого. Она смогла воплотить свою мечту о самом роскошном доме во всем Париже лишь к сорока пяти годам. Родилась же будущая хозяйка шикарного особняка в еврейском квартале в Москве, где укрылась семья бедного портного Мартина Лашманна и Анны-Амалии Кляйн, бежавших в сюда из польской Силезии от погромов. При рождении родители дали ей еврейское имя Эсфирь, в честь знаменитой библейской героини, спасшей иудеев от истребления. Жениха подросшей дочери родители выбрали сами - им стал скромный портной Франсуа Вийо, 26-летний сын перебравшихся в Москву французских эмигрантов. Вдохновившись иноземной фамилией супруга, который помимо нее, больше ничего не мог предложить, всего через год после свадьбы, едва оправившись от родов, Эсфирь бросила в холодной Москве мужа и новорожденного сына, и бежала от страшной нищеты в блистательный Париж. Там она поселилась в еврейском квартале Марэ и сменила имя - теперь ее звали мадам Тереза Вийо, вдова. Вымышленный статус вызывал сочувствие и избавлял от ненужных расспросов. Однажды женщина достала билет на концерт Анри Герца, 37-летнего еврейского пианиста, набиравшего популярность в парижских салонах. Их знакомство произошло как в любовных романах: Тереза заранее пробралась в первый ряд, и когда публика бурно аплодировала виртуозному исполнению "Крейцеровой сонаты", вскрикнув, упала без чувств. Пораженный таким доказательством своего таланта, Анри подхватывает очаровательную незнакомку и, поскольку она так и не приходит в себя, отвозит в свою гостиницу. Там мудрая Тереза восхищается его музыкой, а растроганный Анри - прекрасной Терезой. Немудрено, что всего через пару дней они становятся любовниками. Тереза перебирается в его дом, где заводит свой салон, принимая блистательный парижский бомонд. Среди гостей - композиторы Ференц Лист и Рихард Вагнер, немецкий дирижер Ганс фон Бюлов, французский поэт и журналист Теофиль Готье, публицист и политик Эмиль де Жирарден. Для придания пущей солидности женщина запускает туманный слух, что, якобы, она - родственница русской царской семьи - незаконнорожденная дочь самого Великого князя Константина Павловича. Пара тайно венчается в Лондоне, и вскоре у них рождается дочь. Однако Тереза, истосковавшись по богатству, без оглядки тратит деньги, и ее расходы заставляют Анри гастролировать по всему миру. Во время одной из таких гастролей семья Герца, видимо, узнав о каком-то компрометирующем факте ее биографии, выгоняет мотовку из дома. По совету подруги, Тереза отправляется в Лондон, тогдашнюю столицу моды, надеясь вернуться к ремеслу швеи. Там девушка привлекает внимание богатых английских аристократов, в числе которых сам Лорд Стенли, трижды премьер-министр Великобритании. Однако, разводиться и на склоне лет вступать в сомнительный мезальянс с портнихой в планы уважаемого джентльмена не входило. Поэтому через некоторое время Тереза возвращается в Париж. Однако, по пути решает заехать на недельку в Баден-Баден - главный европейский курорт. После всего пережитого ей хотелось поправить на водах расшатавшиеся нервы. Помимо термальных вод, Баденский курорт был знаменит и своим казино - тогда его только-только открыли. В последний вечер Тереза отправляется туда испытать судьбу. И ей улыбается удача: среди блеска свечей, отраженных в зеркалах, она видит симпатичного темноволосого юношу, с азартом играющего в рулетку. Наведя справки, она узнает, что это 25-летний аристократ, и к счастью для неё – еще не женатый. Тереза подсаживается за игральный стол, и когда мужчина спускает все свои фишки, любезно предлагает свои.
В Париж она возвращается победительницей, рядом с ней на незримом аркане, без памяти влюбленный юный маркиз, потомок двух древних аристократических родов, Албино Франчиско Арайухо де Пайва. Так, к своим 32-м годам дочка бедного еврейского портного имела все: богатство, титул и новое, громкое имя. Дом своей мечты женщина получила еще через 13 лет, когда в 1865 году заказала его проект у Пьера Могена, французского археолога и архитектора, не прославившегося ничем, кроме этого особняка.
Моген превратил эту стройку в настоящий апофеоз своей карьеры. В строительстве использовались только самые лучшие и дорогие материалы. Для работ приглашались известнейшие мастера: так, на заре своей славы, молодой Огюст Роден изготавливал лепнину для фасада, а художник Поль Бодри расписывал потолок Гранд-Салона. Его труды высоко оценит бывавший здесь молодой архитектор Шарль Гарнье. Потрясенный великолепием интерьеров, позже он воспроизведет их стиль в парижской Гранд-Опера, доверив роспись потолка нового театра именно Полю Бодри. По легенде, место для строительства дома выло выбрано не случайно. Говорят, маркиза де Пайва в молодости, когда Елисейские Поля еще были окраиной и только-только начинали застраиваться первыми домами, упала здесь в грязь - извозчик торопливо тронул коляску, когда она еще не сошла. Тогда она якобы дала самой себе клятву возвести на этом самом месте лучший дом в Париже.
В течении двадцати лет этот роскошный особняк действительно был во всех смыслах образцом вкуса того времени. Именно здесь задавался тон Прекрасной эпохи. Дом был предусмотрительно оборудован раздельными входом и выходом, чтобы посетители случайно не пересекались. Примечательно то, что приходили сюда только мужчины. И это были виднейшие персоны страны.
С 1905 года особняк занимает фешенебельный частный клуб для путешественников-миллионеров. Это - закрытое общество, и попасть за золоченые ворота для простого смертного - вещь совершенно невозможная.