Особняк Клюни представляет собой здание в стиле пламенеющей готики, расположенное недалеко от знаменитой Сорбонны. Его история началась в 1330 году, когда настоятель монастыря Клюни в Бургундии приобрел землю, на которой сохранились остатки римских терм. Он хотел открыть там гостиницу для монахов, приезжавших в Париж из Клюни по делам. Здание особняка было построено в конце XV века аббатом Жаком Амбуазским. Это - один из двух жилых домов XV века, сохранившихся в Париже. Другое такое здание - особняк Санс.
В 1515 году в особняке жила "белая королева" Мария Тюдор - вдова короля Людовика XII. Она была вынуждена носить траурную одежду белого цвета в память об усопшем супруге. Когда ее муж умер вскоре после свадьбы, Мария была помещена в этот особняк и находилась здесь под пристальным присмотром нового короля Франциска I: тот боялся, что она может родить наследника престола, который лишит его власти. Однако этого не случилось, Мария была повторно выдана замуж за английского графа и выслана вместе с новым мужем за границу.
Во времена Французской революции особняк перешел в собственность государства, а всех монахов из него выгнали. Здание использовалось для различных хозяйственных нужд. В 1833 году его купил коллекционер Александр дю Соммерар. После его смерти особняк снова стал собственностью государства, и вскоре здесь был торжественно открыт Музей средневекового искусства Франции. Основой экспозиции стала коллекция прежнего владельца, Александра де Соммерара. А его сын долгое время был куратором музея.
В 1485 году особняк начали реконструировать. Ремонт затянулся на 15 лет. Однако, даже после частичной перестройки следи поздней готики сохранились. Их можно отличить, если посмотреть на ажурную балюстраду – ограждение балкона и люкарны – окна в скате крыши.
Сейчас в особняке Клюни располагается Государственный музей Средневековья. В экспозиции, размещенной в 24 залах представлены коллекции живописи, скульптуры, гобеленов, украшений, костюмов и оружия. Тут можно увидеть и средневековую майолику – это вид керамики, которую делают из обожженной глины и расписывают глазурью.
Наибольший интерес в музее представляет коллекция гобеленов. В Средние века и Эпоху Возрождения гобелен считался показателем достатка. Чем больше было состояние человека, тем роскошнее у него были гобелены. Они не только служили украшением стен, но и помогали сохранять тепло. В музее Клюни хранится знаменитая серия гобеленов "Дама с единорогом" конца XVI века, сделанных в Нидерландах. Ни имя автора, ни оригинальное название этих произведений не известны. В серию входят шесть гобеленов. Пять из них символизируют основные чувства: зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. На шестом гобелене, который называется: "По моему единственному желанию», дама кладет свои чувства в ларец".
В Музее хранится и коллекция статуй Собора Парижской богоматери. Фигуры иудейских царей много лет украшали собор, но во время Французской революции их приняли за святых. В те времена церкви закрывались, а религиозные предметы безжалостно уничтожались. Статуи Нотр-Дама не стали исключением: они были сняты с собора, а их головы отломаны и выброшены. Только в 1978 году головы случайно были найдены в одном из округов Парижа во время строительных работ. Они долгое время пролежали в подвале. Нотр-Дам к тому моменту уже был отреставрирован и украшен копиями сломанных статуй, поэтому найденные головы перенесли в музей Клюни, где их можно увидеть и сегодня.
Рядом с музеем в 1971 году был разбит небольшой сад. Он называется "Лес единорога". При его создании ландшафтные дизайнеры вдохновлялись коллекцией гобеленов, выставленных в музее. В саду высажены только те растения, которые были характерны для средневековой Франции.