На небольшой площади, в двух шагах от Сены, расположилась церковь, посвященная двум мученикам – святым Гервасию и Протасию, чьи имена по-французски звучат как Жервэ и Протэ. Братья были обезглавлены при правлении императора Нерона за проповедование христианства, а позже возведены в ранг святых.
Площадь Сен-Жервэ, на которой построен храм, известна давно. Начиная с римских времен вокруг нее селились лодочники и рыбаки. Рядом проходила дорога, ведущая из Лютеции, как при римлянах назывался Париж, в город Санлис, который на протяжении полутора веков, с конца двенадцатого до начала четырнадцатого столетия, был королевской резиденцией. Еще до возведения нынешней церкви на этом месте стояла маленькая часовня, считавшаяся самой старой на всем правом берегу Сены. Она тоже была посвящена святым Жервэ и Протэ, останки которых, по легенде, в конце IV века были найдены в Лютеции. Во время нашествия норманнов в IX веке храм был разрушен. Строительство новой церкви на фундаменте предыдущей началось в конце XV века, а завершилось лишь сто пятьдесят лет спустя. Здание планировалось выполнить в стиле так называемой "пламенеющей готики", но за время работ архитектурная мода успела поменяться. Фасаду придали облик, подходящий для эпохи Возрождения. В нишах на втором ярусе можно увидеть статуи святых Жервэ и Протэ – это всего лишь искусно сделанные копии, оригинальные статуй были разбиты революционерами. Не все отнеслись с восхищением к новой постройке. Вольтер, который жил на соседней улице, недолюбливал эту церковь и даже призывал разрушить ее.
Внутри церкви находится один из старейших парижских органов. Его изготовили в самом начале семнадцатого века. Органистами в Сен-Жервэ служили представители семьи Куперенов, знаменитой французской династии музыкантов. Стены храма украшают картина итальянского художника Джованни Франческо Барбьери "Мученичество святой Петронилии" и работа Альбрехта Дюрера "Страсти Христовы".
В марте 1918 года, в самый разгар Первой мировой войны, в нее во время пятничной службы попал немецкий снаряд от сверхмощной пушки "Длинная Берта". В тот день погибло почти 50 человек и более 150 были ранены. Позднее Ромэн Роллан, французский писатель, опишет это событие в своем романе "Пьер и Люс". Это была самая кровавая бомбардировка во время Первой мировой войны.
Сразу за храмом начинается улица Барр, сохранившаяся нетронутой со времен Средневековья. На ней находится монастырь Иерусалимского Братства, монахи которого постоянно участвуют в литургиях Сен-Жервэ-Сен-Протэ. Перед церковью растёт старый вяз. Именно под ним жители Марэ в прежние времена отдавали долги при свидетелях. Парижане даже придумали ироничную поговорку "ждите меня под вязом", которая означает, что на возврат долга вряд ли стоит рассчитывать. Дерево стало настоящим символом Сен-Жервэ-Сен-Протэ, его изображали на всех официальных документах церкви. Однако в конце XVIII века старинное дерево сожгли разбушевавшиеся революционеры, а его пепел использовали для изготовления пороха. Нынешний вяз относительно молод, он был посажен лишь в 1982 году.