Посреди пышного великолепия Версальского парка странно увидеть внезапно за деревьями аккуратные крестьянские домики. Появились они здесь благодаря капризной королеве Марии-Антуанетте, которая не любила скучать. Когда её муж, король Людовик XVI, подарил ей Малый Трианон, королева приказала построить в прилегающем к нему парке небольшую деревню в нормандском стиле. За проект взялся архитектор Ришар Мик, вдохновленный уже существующей деревушкой в поместье принца Конде - Шантийи - и работами французского художника-пейзажиста Юбера Робера.
За 3 года в парке появились несколько домов, крытых соломой, молочная ферма и мельница. В самом большом доме могла останавливаться на ночь королева, когда ей надоедал собственный дворец. Дом был соединен крытой галереей с бильярдной, в которой любила поиграть Мария-Антуанетта со своими фрейлинами. Рядом с домом королевы также был устроен специальный домик для подогрева блюд и вырыт небольшой аккуратный пруд. У каждого дома был миниатюрный сад, в котором росли капуста и артишоки. Лестницы, галереи и балконы были украшены гиацинтами, гвоздикой и геранью. По живописному мостику можно пройти к голубятне и домику для охраны. В искусственном пруду можно было ловить щуку и карпов. Для королевских детей были даже устроены качели, которые, впрочем, довольно быстро демонтировали. Башня Мальбору, напоминающая маяк, нависала над озером - отсюда начинались прогулки на лодке и к ней приходили, чтобы порыбачить.
В деревне были оборудованы грядки, на которых выращивали цветы и ягоды для королевского стола. При этом строго учитывалось сочетание цветов, ведь всё должно было быть гармоничным. Королева зачитывалась трактатами просветителя Жана-Жака Руссо, который описывал быт в сельской местности, напоминая о древних ценностях, и хотела создать настоящую, миниатюрную деревню. Мария-Антуанетта любила гулять по деревне с немногочисленными придворными или детьми. Такая идиллическая деревня, впрочем, была не первой - принц Конде был обладателем подобной пасторальной деревни в своем имении в Шантийи, а у госпожи де Ламбалль была ферма в Рамбуйе.
Животные - козы, овцы, коровы - были специально для королевы привезены из Швейцарии, потому что считалось, что там выведены самые лучшие породы. Из-за этого деревню Марии-Антуанетты называли иногда швейцарской деревушкой. Переодетые в крестьянок фрейлины стирали одежду в пруду и напевали песенки. Коровы всегда были вымыты, а на шеях у них висели разноцветные бантики. У Марии-Антуанетты было даже две любимых коровы - Бланшетта и Брюнетта, которых она иногда доила, переодевшись в крестьянское платье. По легенде, именно здесь хранятся чашки, форма которых представляет собой слепок с грудей Марии-Антуанетты. Поговаривали, что из этих чашек королева любила потчевать гостей свежим молоком от живших здесь коров. Королевские дети тоже любили играть в деревне - мать часто отправляла их собирать яйца в специальную, перевязанную шелковыми ленточками корзину в королевском курятнике. Король редко приходил сюда, поэтому в деревне жизнь зачастую была лишена условностей, присущих королевскому дворцу - приемы пищи были проще и скромнее, королева часто пела и играла на клавесине перед своими близкими, на лужайках устраивали танцы под небольшой оркестр. Жизнь в деревушке была веселее, чем в стоящем в нескольких километрах многокомнатном дворце.
Доступ к деревне получали только самые близкие к королеве, это считалось признаком высокого расположения. Поэтому вокруг деревушки Марии-Антунетты витали самые разные слухи. Например, злые языки говорили, что за идиллией прятался и скандал - ходили слухи о том, что некоторые влиятельные люди любили приезжать сюда и фривольно развлекаться, но так ли это было на самом деле все затруднялись сказать.
Королева жила в своем идиллическом мире, не подозревая, что за стенами Версаля сгущались тучи - в стране царил голод, а королева позволяла себе тратить огромные средства на постройку и содержание деревни. Мария-Антуанетта, по свидетельствам оцевидцев, покинула Малый Трианон, бросив взгляд на грот, и так больше и не вернулась в него - ей был вынесен обвинительный приговор, и вскоре на гильотине бывшей королеве отрубили голову.
Деревня Марии - Антуанетты сильно пострадала во время Революции. Она была почти полностью опустошена, а мебель продана. Чуть позже деревушка была сдана в аренду частному ресторатору. Еще несколько лет спустя деревню решили снести, но потом передумали. В начале XIX века ее вновь обставили благодаря императрице Марии-Луизе, которой понравилась деревня. Была затеяна реставрация, во время которой часть прохудившихся домов была снесена. Огороды заменили на простые лужайки с цветами. Потом долгое время доступ к деревне был закрыт, хотя она и была внесена в список национального достояния ЮНЕСКО.
В конце XX века в деревню вдохнули новую жизнь - неподалеку была устроена так называемая "педагогическая ферма", сюда перевезли около 150 животных. А с 2006 года доступ к деревне снова был открыт для всех желающих.