Сен-Сюльпис считается второй по размерам парижской церковью - сразу после Собора Парижской Богоматери. Ее начали строить в XVII веке, но раскопки показали: еще раньше на этом месте существовала часовня. Ее несколько раз перестраивали, пока окончательно не поняли, что району необходим новый храм. Тем более что и квартал постоянно рос - когда-то на месте сегодняшнего района Сен-Жермен, в котором и располагается Сен-Сюльпис, был лишь небольшой поселок вокруг церкви. Потом квартал разросся и стал одним из самых респектабельных и дорогих районов Парижа. Количество прихожан резко увеличилось, и появилась необходимость в более просторной церкви.
На строительство церкви Сен-Сюльпис ушло немало времени - ее строили без малого 134 года. В середине XVII века Анна Австрийская, жена Людовика XIII, заложила здесь первый камень. Или же это сделал герцог Орлеанский – есть и такая версия. Шесть архитекторов последовательно сменяли друг друга. Деньги на строительство несколько раз заканчивались, и тогда работы приостанавливались. Над Сен-Сюльпис как будто висел злой рок: церковь была закончена в 1870 году, но уже на следующий год напавшие на Париж прусские войска безжалостно разрушили одну из колоколен, а центральный фронтон еще во время строительства был поврежден молнией. Здание все-таки было достроено, но в итоге получилось асиметричным: башни по бокам, которые задумывались одинаковыми, отличались друг от друга не только формой, но и размером –одна выше другой почти на 5 метров.
Не повезло церкви и после завершения строительства. Во время Французской революции Сен-Сюльпис превратили в Храм Победы. Здесь устраивались разнообразные банкеты, одним из самых знаменитых стало торжество в честь удачного окончания похода Наполеона в Египет. Революционеры разграбили когда-то богатое внутреннее убранство церкви, вынесли большую часть мебели. Позже были предприняты масштабные реставрационные работы, но вернуть былое величие Сен-Сюльпис так и не удалось.
Церковь названа в честь святого Сюльписа, архиепископа времен Меровингов, который жил в VII веке. Внутри церковь выполнена в форме большого креста, его главный неф - вытянутое помещение - составляет почти 120 метров в длину. Церковь была расписана художником Делакруа, жившим неподалеку. Он нарисовал три картины - «Святой Михаил, поражающий демона», «Битва Иакова с ангелом», «Изгнание грабителя Гелиодора из Иерусалимского храма». Делакруа работал над ними до конца жизни. Его труд в Сен-Сюльпис стал первым успешным опытом сотрудничества церкви и популярного художника.
Перед церковью установлен фонтан «Четверых епископов», созданный архитектором Висконти в середине XIX века. Епископов столько же, сколько и частей света. При входе в Сен-Сюльпис можно увидеть большие кропильницы - сосуды для воды, в которую обмакивают кропило. Они сделаны из морских раковин и были подарены Франциску Первому Венецианской республикой. В церкви был установлен орган, считающийся одним из лучших и самых больших во Франции - он состоит из 102 труб и 7 этажей. Орган вознесся на высоту в 18 метров, над ним трудился лучший французский органных дел мастер- Аристид Кавайе-Коль.
Сен-Сюльпис всегда привлекала внимание. Поэт Бодлер заходил сюда помолиться. Здесь состоялось венчание Виктора Гюго. Сен-Сюльпис даже несколько раз появляется на страницах книг. Александр Дюма писал о мушкетерах, прогуливавшихся возле Сен-Сюльписа, поскольку и Атос, и Портос жили совсем рядом с этой церковью. Упоминается она и в романе Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой». Недавно церковь Сен-Сюльпис появилась в романе Дэна Брауна «Код Да Винчи» - именно здесь искали краеугольный камень. Дело в том, что в Сен-Сюльписе находится гномон - астрономический инструмент, который позволяет точно определять меридиан. Гномон представляет собой одиннадцатиметровый обелиск с медным шаром на самой вершине. В церкви проходит линия Розы, или французский меридиан. Если присмотреться, то можно увидеть на полу длинную линию, которая раньше считалась нулевым меридианом. Все долготы и широты отсчитывались именно от него, пока весь мир не перешел на гринвичский вариант. Книга Дэна Брауна взбудоражила многих искателей приключений, хлынувших в Сен-Сюльпис. Туристы ползали по церкви, стуча по полу в поисках тайных пустот. В церкви даже были вынуждены установить специальный стенд, на котором объяснялось, что американский писатель во многом ошибался.