Берег Влтавы

В старые времена вдоль Влтавы из-за раскидистых деревьев выглядывали черепичные крыши с выбеленными трубами, невысокие домики терялись среди фруктовых садов. Зелень покрывала все пространство до самой Слованской горы, на которой молчаливо господствовал Эмаузский монастырь. Жители постоянно делали насыпи у своих домов, чтобы своенравная Влтава весной не достигла ворот, но как только случалось наводнение, Подскали все равно затапливало.
На рубеже XIX-XX веков стараниями рук человеческих исчез низкий природный берег Влтавы, а вместе с ним непредсказуемые излучины воды, фруктовые сады, мансардовые крыши барочных домов, которые строили вдоль берега преуспевающие жители Подскали. Ровные отвесные каменные стены превратили реку в канал. Сегодня здесь на высокой набережной стоят новые дома. И только Влтава продолжает петь свою многовековую песню. В ее водах с незапамятных времен живет водяной пан Пивода. Он любит побеседовать с людьми, поиграть в карты, попить пива.
Однажды в Праге случилось большое наводнение. Вдруг среди несущихся по волнам обломков кто-то увидел деревянное корытце, а в нем – ребенка. Торговец мясом пан Пршигода выловил его у насыпи. Никто и не заметил, что корытце подталкивал к берегу водяной пан Пивода. Пан Пршигода обнаружил в корытце красивую девочку и взял ее к себе на воспитание. Девочка любила играть у воды, научилась хорошо плавать, и так умела обращаться с веслом и багром, как будто была дочерью сплавщика. Судьба отблагодарила пана Пршигоду за его добрый поступок. Он разбогател, купил новый дом. Девочка выросла и вышла замуж за подмастерья пана Пршигоды, а тот подарил молодоженам магазин на Королевских Виноградниках. Но там пани сильно заболела, и никто не мог определить, что за болезнь ее мучает. Однажды в страшный ливень в магазин вошел покупатель в зеленом макинтоше. Услышав про болезнь жены хозяина, он посоветовал переехать обратно поближе к Влтаве. И действительно, у воды молодая женщина быстро поправилась, а через год у нее родилась дочка. Водяные часто остаются холостяками, а если женятся, то на обычных женщинах. Сыновьям они завещают свое дело, а девочек возвращают людям. Видимо, девочка была из семьи одного из водяных в верховьях Влтавы, и ее отправили в корытце вниз по реке. А в это время началось наводнение. Водяной пан Пивода дважды спас родственную душу - сначала подтолкнув корытце к берегу, а затем – отправившись в дальний путь на королевские виноградники, узнав, что девочка чахнет и тоскует по воде. Пан Пивода был добрым водяным, и однажды ему предложили должность капитана парохода. С тех пор он перевозит пассажиров на остров "Цисаржска лоука", что значит "Императорский луг".
Императорский луг – первый и самый южный из пражских островов на Влтаве. Когда-то он имел большое общественное значение. В конце XIII века, например, здесь проходил коронационный пир короля Вацлава II. Луг, на котором были устроены танцы, стали называть Королевским. А после прихода к власти императорской династии Габсбургов и остров получил "повышение", стал называться Императорским лугом. Остров можно было бы именовать и Золотым, потому что в свое время здесь намывали золото.
В последней трети XX века на острове проходили скачки, футбольные матчи, здесь соревновались спортсмены-водники, о чем свидетельствует трибуна с табло на башне.
Стоит вспомнить и экстравагантное исполнение оперы "Либуше", когда само действие происходило на Вышеграде, в то время как публика находилась на Императорском лугу. Партию Либуше пела Эмма Дестин, обладательница столь сильного голоса, что ее пением можно было наслаждаться с другого берега реки.
Сейчас на остров можно попасть с помощью переправы №5 пражского городского транспорта. Пристань находится в Витони.