Угольный рынок и Платиз

Угольный рынок – треугольная площадь на Старом Месте. В исторических хрониках он впервые упоминается в XIII веке. Название площади связано с тем, что здесь продавали древесный уголь, который привозили из окрестных селений или получали путем обжига дров в печи на площади. Уголь покупали для домашних и производственных нужд: его использовали кузнецы, мастера колокольных дел, слесари и многие другие ремесленники. В первой половине XI века продажа древесного угля снизилась: на смену ему пришел каменный уголь.
На месте, где стояла кузница, в середине XIX века был разбит фонтан. В середине XX века его сменил другой, построенный на деньги мецената Якуба Виммера. Это аллегория Виноделия и Земледелия – молодой человек подает гроздь винограда сидящей девушке, у ног которой стоит петух. Между ними колонна, стилизованная под ствол пальмы, обвитый виноградной лозой. На ней размещается круглый декоративный элемент, украшенный листьями. Завершает композицию лебедь, из поднятого клюва которого бьет струя воды.
До начала XIX века посреди площади стоял дом, о котором говорили, что он - самый старый в Праге. Но несколько старых домов сохранилось на этой площади до наших дней. Это - в первую очередь дома с аркадами. Дом красного цвета называется "У трех ступеней". Слева через улицу Скоржепка, названную по имени шляпных дел мастера, у которого здесь был дом, стоит угловой дом с аркадой "У трех золотых львов". Это - здание бежевого цвета, с надписью "Моцарт". Этот дом принадлежал семье Душеков, у которых здесь и на их вилле Бертрамке останавливался Моцарт. Отсюда он ходил играть в бильярд в дом "У Штурмов" - угловой дом серого цвета с часами на башенке, стоящий на углу со Скоржепкой. Раньше на его месте тоже стоял дом с аркадами и мансардными окнами.
На южной стороне площади стоят еще три дома с аркадами. В среднем из них, "У Трех перьев", на котором написано "Винотека", в XVI веке жил польский алхимик Михаэль Сендивогий. Он вписал себя в историю алхимической Праги периода Рудольфа II успешно проведенной трансмутацией, то есть превращением обычного металла в золото. Событие это, согласно легенде, случилось в 1604 году. Тогда император с помощью философского камня Сендивогия собственноручно превратил кипящую ртуть в золото. После этого Рудольф II сделал традицией чеканить памятные монеты из искусственно полученного золота. Говорят также, что в пражском дворце, где произошла трансмутация, он приказал вмонтировать в стену мраморную доску с позолоченной надписью: "Да свершат и другие то, чего достиг Сендивогий поляк". Рудольф II назначил Сендивогия придворным советником и предоставил ему возможность издать его самое знаменитое сочинение - "Двенадцать трактатов о философском камне".
Наиболее известное и овеянное легендами здание на площади Угольный трг – крайнее справа на этой стороне, построенное в стиле классицизма, четырехэтажное, серо-голубого цвета, с большой аркой, над которой расположен массивный балкон. Справа, между двумя полуциркульными окнами первого этажа на стене висит доска, на которой написано название этого дома "Платиз" и изложена его история, связанная с одним молодым человеком и его несостоявшейся мечтой.
Платиз – один из красивейших домов, построенных на месте бывших крепостных стен Старого Места, – назван по имени Яна Платиза из Платтенштейна. Когда хозяин дома пригласил управляющего для своего великолепного дома, он взял на работу и его сына. Молодой человек был не только расторопным и старательным, но и имел очень приятную внешность, так что многие принимали его за благородного человека. Юноша всегда находился рядом со своим хозяином, сопровождая его даже в поездках.
В Бургундии молодой человек познакомился с девушкой, они полюбили друг друга, но отец девушки был против свадьбы своей дочери с юношей не княжеского рода. Тогда влюбленные сбежали, какое-то время скрывались, а потом вернулись в Чехию и устроились в один отдаленный замок. Все это время Платиз искал своего слугу, и однажды встретил его в Праге во время праздника, на который тот приехал вместе со своим хозяином. Молодого человека схватили и казнили прямо на мостовой перед домом, в котором он вырос и куда все время мечтал вернуться.