Фаустов дом

От костела Святого Игнаца до самого конца площади тянется здание бывшей иезуитской коллегии, позже военной больницы, южный конец которого также был костелом святого Франтишека Ксаверского при семинарии для бедных учеников.
На углу площади и Вышеградской улицы стоит Фаустов дом с небольшим садом справа, в который ведет красивый барочный портал. Считается, что в Праге было четыре Фаустовых дома. Дом на Карловой площади – один из них.
Барочная отделка дома скрывает средневековый дворец, время основания которого уже не определить. Известно, что он тут стоял во второй половине XIV века, то есть еще до основания Нового Места Пражского. Основательные перестройки дома совершенно изменили его первоначальный вид, но записи, позволяющие нам составить некоторое представление о его судьбе, сохранились в старых хрониках и городских книгах.
В конце XVII века в доме жил некто Эдуард Келли. Этот уроженец Ворчестера на своей родине был лекарем и нотариусом. И в качестве нотариуса занимался настолько сомнительными делами, что ему в качестве наказания отрезали ухо, чтобы все видели, что перед ними нечестный человек. Этот недостаток своей внешности лекарь, ставший позже алхимиком, скрывал длинными волосами. В 1580 году Джон Ди, его старший соотечественник и коллега по алхимическим опытам, впрочем, слишком напоминавшим обыкновенное мошенничество, попал ко двору Рудольфа II, где, по слухам, действовал как тайный агент английской королевы Елизаветы.
Хитрый и ловкий Келли быстро превзошел своего алхимического покровителя. Так, например, он получил разрешение покупать недвижимость в Чехии. Воспользовавшись этим, Келли купил несколько замков, например, Градек , а в Праге переехал в старый дом на Скотном рынке. Вероятно, он не вызывал больших симпатий у своих новоместских соседей. Они с подозрением смотрели на его химические и пиротехнические опыты, часто колдовски озаряющие окна дома на Скотном рынке. Кроме этого, он был надменным господином и постоянно ссорился с одним своим новоместским соседом. Во время одной из таких ссор Келли его убил. Для местного старосты, так же как и для придворных, среди которых популярность Келли стремительно угасала, это оказалось удобным поводом для ареста. Алхимик был заключен в замке Кршивоклат, где его подвергли пыткам. Император Рудольф II, у которого Келли выманил большие деньги, хотел добиться от него тайного знания. Особенно Рудольфа интересовали рецепты философского камня и эликсира вечной молодости. При попытке побега из кршивоклатской камеры у Келли порвалась веревка, он упал и поломал ногу. Не удался ему и побег из следующей тюрьмы в Мосте , так что один из легендарных жителей этого старинного дома на Карловой площади умер, едва достигнув сорока лет.
Самое же известное предание рассказывает про Иоганна Фауста, жившего в этом доме во время посещений Праги и унесенного отсюда самим дьяволом, с которым он так не предусмотрительно заключил сделку. Чёрт вынес его через крышу, и образовавшуюся при этом дыру в потолке с тех пор так никому и не удалось заделать.
В доме жили и другие любители магии и чудес. В конце XVIII века его арендовал один барон, перевезший сюда свою алхимическую лабораторию и библиотеку, целиком состоявшую из книг по магии. Говорят, ему даже удалось на какое-то время заделать знаменитую дыру в потолке, напоминавшую всем об истории доктора Фауста. Это создало ему репутацию мага, и он решил, что будет показывать свои чудеса горожанам. Барон начал устраивать магические представления, забавные и вполне безобидные. Но однажды к нему пришла дама в чёрном и попросила билет на вечернее представление. Увидев ее вечером среди публики, барон стал сам не свой. Особенно после того, как слуга сказал ему, что он лично никого на указанном бароном месте не видит, оно пустует. Незадачливый чародей продолжил представление, и тут вдруг дама поднялась и с места упрекнула его, сказав, что ожидала чего-то большего. После чего сама превратилась в его двойника и продолжила вести представление. В комнате затанцевали скелеты, зазвучала дикая музыка, зрители в страхе разбежались. Когда барон спросил даму, кто она, то в ответ услышал: «Король чародеев». Барон решил, что его посетил сам сатана, и в тот же вечер от страха серьезно заболел. А когда вылечился, и слышать ничего не хотел о магии.
Еще одна легенда рассказывает об одном бедном студенте, остановившемся на ночлег в этом доме, потому что у него не было денег на гостиницу. А привидений, о которых в Фаустовом доме знали все, он не боялся. Утром на блюде в алхимической лаборатории молодой человек нашёл один талер. Обрадовавшись, он остался в доме и на вторую ночь, и на следующие. И каждое утро он находил по талеру. От свалившегося на него богатства и от жадности у студента помутился рассудок, и он продал свою душу дьяволу, который однажды унес его в ад. Все через ту же печально знаменитую дыру в потолке.
В парке напротив Фаустова дома стоит памятник чешскому путешественнику и ботанику Бенедикту Роэзлу . Вслед за своим отцом он должен был стать садоводом – и стал им. Поступив по окончании обучения на работу к графу Туну, у которого, вероятно, он впервые увидел орхидеи, он посвятил этим необыкновенным цветам всю свою дальнейшую жизнь и стал самым известным коллекционером орхидей своего времени.