Пьета и Святое Распятие

Оглянемся на староместский берег. Слева от мостовой башни на вертикальной каменной стене набережной можно увидеть каменный рельеф усатого мужчины – Бородача. Это - изображение итальянского строителя Юдитина моста. Рассказывают, что в старые времена он пришел в Прагу и увидел остатки деревянного моста. Бородач основал каменоломню, разработал карьер для добычи известняка и основал на берегу реки мастерскую по обработке камня. Он хотел построить хороший крепкий мост, который бы соединил окрестности обоих королевских замков, Вышеграда и Пражского града. Бородач умел не только строить мосты. В память об удачном окончании работ он вытесал свой портрет на куске известняка и по обычаю строителей того времени вмонтировал его в опору моста.
После смерти Бородача его голова, исполненная в камне, оставалась на мосту и далее, чтобы указывать пражанам приближающуюся опасность большой воды. Как только уровень воды поднимался до нижней части длинных усов Бородача, это означало, что скоро Влтава выйдет из берегов, и жителям прибрежных домиков пора выселяться. Если же вода достигнет уст Бородача, то Влтава разольется до улиц Старого Места, а когда скроется под водой и темя его головы, то, значит, в ближайшее время люди будут переправляться через Староместскую площадь на лодке. Как только вода во Влтаве начинала подниматься, пражане собирались у моста, чтобы посмотреть, насколько велика опасность.
Первоначально портрет Бородача был размещен на первой опоре Юдитина моста. В связи с реконструкцией площади Кржижовников и перекрытием опоры Юдитина моста в 1848 году рельеф был перенесен на каменную стену набережной под этой площадью.
За долгое время своего существования мост был свидетелем многих наводнений и непосредственным участником нескольких военных компаний, и ни одна из них не нанесла ему особого ущерба. Серьезно пострадал он лишь от наводнения XV века. Тогда вода принесла к мосту пшеницу и сено с полей, бревна и даже целые домики и мельницы. Мостовые арки забились, вода поднялась и достигла Староместской площади. Течением снесло 5 опор, и мост развалился на три части. Ремонтировали его три года.
Последнее из пережитых Прагой наводнений, оказавшееся разрушительным для Карлова моста, случилось в 1890 году. Затем уровень обоих берегов искусственно подняли, построили прочные набережные. Прага пострадала и от наводнения 2002 года, но мост его с честью выдержал.
Пражане сначала называли мост Каменным и Пражским. Карловым мост стал в 1870 году. Пражане очень заботились о мосте. Расходы на его содержание частично компенсировал налог, который брали у входа на мост до начала XIX века.
В средневековье и позже на мосту кроме таможенных будок стояли деревянные и каменные магазинчики. А еще с выступа одной из опор в железной корзине в холодную воду реки спускали на несколько часов нечестных пекарей, которые недовешивали хлеб. Это служило им наказанием.
Готический каменный мост сначала был построен без скульптур. Главная тайна готики состоит, пожалуй, в естественной гармонии. В основе красоты моста лежат пропорции его арок и опор, некоторая нерегулярность и изогнутость против течения, умеренный подъем от Староместской мостовой башни и следующий за ним почти незаметный путь под гору на малостранской стороне.
Первым на мосту во второй половине XIV века появился крест, точно такой же, какой ставят на дорогах, перекрестках и мостах. И только в начале XVIII века мост украсили 30 барочных скульптур, из них всего две бронзовые. Это - Святое Распятие и святой Ян Непомуцкий. Большинство же скульптур выполнено из песчаника. 31-й скульптурой стал Брунцвик, который стоит не на мосту, а на опоре над водой. Мост называют художественной галереей под открытым небом. Такому разнообразию скульптур могут позавидовать многие музеи мира. Правда, в конце XX века все скульптуры были заменены копиями, а оригиналы хранятся в Лапидариуме Национального музея Праги и в подземном зале "Горлице" на Вышеграде. На третьей опоре Карлова моста расположены статуи "Пьета" ("Оплакивание Христа") и "Святое Распятие".
"Святое Распятие" стоит на месте креста XIV века, на протяжении трех столетий бывшего единственным украшением Карлова моста. Статуи из песчаника изображают Деву Марию и святого Яна, то есть Иоанна Богослова. Эта скульптурная группа представляет наибольший интерес в историческом плане из всех статуй моста. Свой сегодняшний облик она приобрела постепенно с течением времени.
Первый деревянный крест, водруженный еще при Карле IV, то есть в середине XIV века, был уничтожен во время гуситских войн в начале XV века. Следующий крест был отстранен по прихоти супруги Фридриха Фальцкого, которая не желала лицезреть "это страшное распятие" во время выездов в коляске в город. В 20-х годах XVII века на Карловом мосту установили новое распятие, которое сильно пострадало от обстрелов в самом конце 30-и летней войны со шведами. Предание рассказывает, что шведское войско во время своих многочисленных атак на мосту далее креста никак не могло подвинуться. Шведы думали, что он помогает пражанам в защите Старого Места, поэтому в злости они пытались расстрелять этот крест из пушек, расположенных на малостранском берегу. Но ни один швед не смог его поразить. Выстрелом из пушки крест разрушил чех, перешедший на сторону шведов. Однако недолго он гордился своим выстрелом – в тот же день предатель был застрелен мужественными защитниками Старого Места. Остатки этого распятия до сих пор хранятся в Лапидариуме национального музея Праги.
Нынешний бронзовый позолоченный крест был изготовлен в Дрездене и в конце 50-х годов XVII века куплен и перевезен в Прагу на средства Карла Шкреты. Чуть позже к нему добавились две фигуры из свинца, а уже в XIX веке их заменили каменными статуями - работами Эмануэля Макса, которые можно видеть и сегодня. Они изображают Деву Марию и Иоанна Богослова. Крест украшает надпись золотыми буквами на иврите, добавленная в конце XVII века. Это - слова пророка Исайи "Свят, Свят, Свят Господь воинств". По легенде, надпись была сделана на средства, полученные от некого пражского еврея в качестве штрафа за осквернение распятия. Однажды по мосту проходил американский раввин и заметил, что золотая надпись может оказаться оскорбительной для евреев. Чтобы избежать любых разночтений, в 2000 году пражские власти поместили на постаменте бронзовую табличку с объяснительным текстом на чешском, английском и иврите.
"Пьета", что в переводе с итальянского значит "жалость" — это иконография сцены Оплакивания Христа Девой Марией, эпизод Страстей Христовых с изображением Богоматери с мертвым Христом, лежащим у нее на коленях. Главное отличие "Пьеты" от "Оплакивания" состоит в отсутствии дополнительных фигур, которые окружают тело Христа.
Статуя работы уже известного нам Эмануэля Макса поставлена в XIX веке. В XV веке здесь стояла "Божья мука" – это небольшое сооружение, чаще всего в виде колонны или столба, иногда с небольшой крышей. Оно символизирует столб по пути на Голгофу, у которого Христа по приказу Понтия Пилата били плетьми. С конца же XVII века здесь находилась "Пьета" работы Яна Брокоффа, поврежденная пулями шведов в середине XIX века и перенесенная после этого во двор больницы под Петршином по адресу: Влашска улица, дом №36.