Сад у костела. Статуи Мысльбека

Южнее костела Петра и Павла расположен сад, похожий на большой газон, на котором стоят четыре статуи работы скульптора Мысльбека. Здесь стояла княжеская крепость. Об этом свидетельствуют остатки романского моста, найденные под землей между газоном и оградой, отделяющей парк от дороги вдоль костела. Мост, построенный в XI веке, перекрывал крепостной ров и соединял укрепления с храмом. При дворце имелась часовня, освященная в честь Иоанна Богослова, хотя уже к середине XIII века она пришла в запустение.
Княжеская резиденция, вероятно, состояла из двухэтажного продолговатого каменного дома с грубой кладкой, обращенного фасадом к костелу Святого Петра, а длинной стеной – к южному району Подоли. Во дворце была и сокровищница, в которой хранились лыковые лапти князя Пршемысла Пахаря. По одной из легенд, княжна Либуше, дочь основателя Вышеграда, вышла замуж за простого пахаря, который впоследствии стал основателем династии чешских князей Пршемысловичей. Именно он дал крепости название "Высший град".
Карл IV, потомок королевских династий Люксембургов и Пршемысловичей, был убежден, что именно здесь жили его чешские предки. На месте развалин древней княжеской резиденции он возвел грандиозный готический дворец с башнями и богатыми интерьерами. Накануне своей коронации, 1 сентября 1347 года, Карл с большой торжественной процессией отправился из Пражского града на Вышеград. Там капитул - духовный совет - вручил ему лапти и мешочек для хранения денег, которые якобы принадлежали Пршемыслу. После окончания молитвы в капитульном храме Карл вернул реликвии и отправился обратно на Пражский град. Акт одалживания реликвий подчеркивал связь короля со старой династией. Кошель и лапти Пршемысла Пахаря исчезли, когда Вышеград разрушили гуситы.
В середине XVII века на Вышеграде начали строить цитадель, а на месте королевского дворца – там, где сейчас заросший травой газон – возвели большой арсенал . Это было некрасивое прямоугольное двухэтажное здание с внутренним двором и башенками по углам. Крыша из дранки совершенно не годилась для склада, полного взрывчатых веществ, и в конце столетия дранку заменили обожженной черепицей. Любопытно, что в 1776 году на крыше Арсенала был установлен первый в Праге громоотвод. В 20-х годах XX века здание все-таки сгорело.
При сносе руин старого арсенала сохранились два его портала. Соединенные друг с другом, они теперь служат воротами в парк со стороны небольшой площади перед доминантой всего Вышеграда – костелом Святых Петра и Павла.
В 1927 году на месте сгоревшего Арсенала был разбит сад. Газон сперва пустовал, но позже здесь появились статуи скульптора Мысльбека. В 1881 году Прага объявила конкурс на скульптуры для моста Палацкого. Жюри выбрало проект Мысльбека. Статуями собирались украсить четыре будки для сборщиков оплаты за проход по мосту – по две на каждом конце моста. Но бомбардировки союзников в 1945 году повредили статуи и сам мост. После войны его отремонтировали, расширили, помещения для сборщиков убрали, а для статуй после долгих дискуссий выбрали нынешнее место.
Мысльбек создал четыре скульптурные группы на темы старых чешских преданий. "Пршемысл и Либуше" изображает основателей рода Пршемысловичей. "Забой и Славой" - героические персонажи Краледворской рукописи, победившие войско, которое Карл Великий отправил для завоевания чешской земли. Сюжет скульптуры "Цтирад и Шарка" связан с преданиями о Девичьей войне. После смерти легендарной княжны Либуше ее верная подруга Власта собрала девушек-послов и отправила их к ее мужу Пршемыслу. Власта предлагала овдовевшему князю заключить брачный союз. Пршемысл не дал немедленного ответа, поэтому Власта объявила ему войну. Многих мужчин сгубили интриги ее коварных дев-воительниц.
С Девичьей войной связана и четвертая скульптурная группа - "Лумир и Песня", которая изображает старого певца с девушкой – символом Песни. Лумир – славянский певец, живший во время Девичьей войны. Он прославился своим изысканным языком и удивительным музыкальным талантом. Лумир отказался петь хвалебные песни победителям, которые разбили сторонниц Власты в кровопролитной войне. Вместо этого он запел о славном Вышеграде, над которым вознеслась прекрасная душа княжны Либуше, после чего сломал свой музыкальный инструмент и навсегда покинул город.