Старое еврейское кладбище

Вход на Старое еврейское кладбище находится около Пинкасовой синагоги.
Евреи называли свое кладбище "Садом мертвых". Еврейский город был так густо населен и застроен, что здесь, действительно, было единственное место, где росли деревья и зеленела трава. Сегодня тут можно увидеть густой лес надгробных камней – трёхгранных, четырёхгранных, больших, малых, стоящих отдельно и по два-три, ровных и наклонившихся. Со времени основания кладбища на нем было похоронено около 80 тысяч человек. Причем, поскольку расширять кладбище было некуда – его окружали жилые дома – людей хоронили в несколько слоев. Иногда этих "этажей" было до десяти! Свежую землю насыпали поверх имеющейся могилы, закапывали очередного усопшего и поднимали надгробные плиты на новый уровень. Большинство здешних надгробий вытесано из розового сливенецкого мрамора. Между этими старыми камнями проросли стволы и ветви деревьев - искривлённые, бугристые, будто костлявые руки старух, тревожно заломленные над головами.
Здесь можно увидеть ренессансные стелы, барочные тумбы-саркофаги с разными знаками отличия. Благословляющие ладони – символ рода Аарона, а кувшин - рода Леви, их почётная обязанность омывать руки Коэнам во время службы. Лев напоминает об имени Иегуда, медведь – еврейское имя Доб, волк – Зеев, олень – Цеби, мышь – Майзл. Лань, символ добра, красоты, любви и чувственности украшает надгробия девушек. Изображение единорога говорит о возвышенности духа усопшего; белки, грызущей орех – о его уме; аиста, клюющего змею – о том, что добрые дела были значительнее недостатков. Павлин - знак вечного блаженства среди райских красот. А вот рыбы - многозначны. Одна может обозначать утопленника, две - знак зодиака, три рыбы, образующие кольцо - вечность. На надгробиях нередко изображали и предметы, напоминающие о профессии умершего: ножницы – могила портного, пинцет – лекаря, ступка с пестиком – аптекаря. Скрипка говорила о том, что здесь лежит музыкант, книга – книгопечатник или чтец молитв, повозка с бочкой – водовоз. Такие обыденные сюжеты показывают, что для Всевышнего дорог каждый человек, вне зависимости от его социального статуса. Если могильные плиты украшает фигура ребенка или девушки, значит, человек погиб в юном возрасте. Менора символизирует женское благочестие. А сломанное дерево, разбитая ладья или сорванный цветок - знаки смерти.
Наиболее выдающимся людям евреи ставили тумбы – готические надгробия в виде каменных домиков. Самую красивую тумбу из розового мрамора поставил своей жене пани Гендель капиталист Якуб Басеви, первый еврей, повышенный до дворянского звания. Под другой тумбой покоится богатый Мордехай Майзл, много сделавший для своего народа. На некоторых могилах лежат камушки, которые приносят мертвым вместо цветов. Больше всего камушков на надгробии раввина Иегуды Лёва бен Бецалеля, который, согласно легенде, создал голема – человека из глины. Это был настоящий мудрец, возможно, поэтому к его могиле до сих приходят люди и вкладывают записки со своими просьбами в щели между камнями его надгробия.
А вот про могилу Гендель Шмилесовой с гербом, на котором изображены три звезды и львы по краям, говорят, что здесь покоится польская королева, которую изгнал муж, а евреи приютили. Она жила в гетто до самой смерти, приняла иудаизм, и поэтому смогла быть похоронена на еврейском кладбище.
Из самых старых сохранившихся надгробий то, под которым в 1439 году похоронен рабби Авигдор Кара. Камень в готическом стиле, очень обветренный. У Авигдора Кары репутация святого, к его могиле совершаются паломничества. Кое-кто может прослезиться, когда послышится в храме элегия Кары – плач раввина над убитыми евреями и сожжённым гетто в 1389 году, и призыв Божьего наказания за содеянное.
О сохранности еврейских кладбищ позаботились в XIII веке. Папа Иннокентий IV в 1246 году запретил вредить им. Спустя некоторое время его поддержал король Пршемысл II. Поэтому сюда, на могилы, прибегали напуганные евреи, когда разъяренный народ пражский разрушал их дома, желая убить ненавистное племя. Часто на этом кладбище под окнами синагоги ночи напролет сидели женщины, прикрыв в печали головы и молясь. Здесь спасались и мужчины, отчаявшиеся защищаться. Умирая от страха, вечером они просили лишь о том, чтобы наступило утро, а утром - чтобы дожить до вечера.
Когда случалось несчастье с отдельными людьми или целым поселением, кладбище становилось более сильным местом молитвы для пражских евреев, чем синагога. Особенно устремлялись со своим плачем к могилам раввинов, от которых ожидали чудесной помощи. После того, как в 1744 году Мария Терезия задумала изгнать всех евреев из Праги, сотни детей и взрослых обратились к могилам раввинов, несколько дней наполняя окрестности громким плачем.
Невозможно точно сказать, когда появилось нынешнее кладбище. Со времен правления короля Пршемысла II кладбище под названием "В Еврейском саду", было за стенами Старого Места, около Спаленой улицы. После основания Карлом IV Нового Места, оно оказалось в черте города, где и просуществовало до конца XV века, пока король Владислав не закрыл его. С тех пор хоронили только на кладбище в гетто, которое в начале XVI века было расширено за счёт покупки новых участков. В начале XX века гетто было снесено и исчезло навсегда, а Сад мёртвых остался. Старое еврейское кладбище было урезано с севера и юго-запада. На стене у Клаусовой синагоги можно увидеть надпись - просьбу простить грех по беспокойству праха умерших.