Анежский монастырь

Монастырь Святой Анежки располагается в северо-восточной части Старого Места. Его главная достопримечательность - костёл Святого Франтишека. Также в состав комплекса входит монастырская кухня, часовня Марии Магдалины, костёл Сальватора и часовня Святой Барборы.
Основательница обители, Святая Анежка жила в XIII веке. Она была младшей дочерью короля Пршемысла Отокара I и Констанции Венгерской. В возрасте трех лет ее обручили с Болеславом Польским. Жених умер, когда малышке исполнилось шесть лет. Позже на ее руку претендовал Индржих, сын немецкого императора Фридриха II, поэтому девочку отправили к австрийскому двору. Однако вскоре принц передумал и женился на другой. Анежка же, не имея интереса к светским развлечениям, жила при австрийском дворе, как монашка.
Когда она вернулась в Прагу, ей было 20 лет. В 1230 году к власти пришел брат Анежки, Вацлав I. К ней вновь сватались короли, но Анежка отвергла всех кандидатов и удалилась в монастырь. Там она вступила в переписку с Кларой Ассизской, основательницей ордена клариссинок. Клара послала к ней пять монашек, чтобы они помогли с устройством новой обители. Место выбрали напротив костёла Святого Гаштала. Предполагается, что строительство было завершено в 1234 году, и тогда же Анежка приняла постриг.
Комплекс возводился на рубеже старой романской культуры и зарождающейся готики. Он включает в себя три храма и несколько часовен. На его территории был построен готический мавзолей, освящённый в честь Сальватора, то есть Христа Спасителя. Обитель стала настоящим шедевром чешской архитектуры. А костёл Святого Франтишека дал название всему близлежащему району - "На Франтишку".
Юная принцесса-монахиня возглавила монастырь, в который, следуя ее примеру, поступали дочери из богатых дворянских семей. Позже в районе нынешней Анежской улицы был открыт приют для бедных, из которого берет начало орден Крестоносцев с красной звездой . Впоследствии приют был перенесен на нынешнюю площадь Кржижовников у Карлова моста.
Анежка Пршемысловна прожила поистине праведную жизнь, для нуждающихся была великой благодетельницей, а для королевского рода искренней советчицей. Она носила под рясой связанную из конского волоса с узлами рубашку, питалась только фруктами, хлебом и водой строго по уставу Святой Клары. Хоть и просила у Папы Римского послабления для монашек из-за холодного климата, сама не надевала тёплую одежду, не ела варёную пищу.
В 1253 году умер её брат, король Вацлав I и к власти пришёл его сын Пршемысл Отакар II, который очень уважал свою тётю. Прежде, чем отправиться на роковую битву с императором Рудольфом, он посетил монастырь, чтобы попрощаться с ней. Аббатиса предчувствовала несчастье и горячо молилась за монарха. В печальный день его гибели Анежке было видение. "Сёстры, молитесь! Не стало у нас короля", - произнесла пожилая монахиня, - "я только что видела поле боя, а на нём изуродованное тело Отакара!" Официальное известие о кончине правителя достигло Праги только несколько дней спустя, подтвердив слова настоятельницы.
В пост 1282 года Анежка заболела и умерла. Это стало настоящим горем для народа Чехии. Её почитали за святую ещё при жизни, приписывали способности лечить от недугов. Мощи монахини также считались чудотворными. Среди набожных пражан рассказывали множество историй о невероятных исцелениях. Например, королева Юдита, супруга Вацлава II, приносила в монастырь к могиле святой свою больную дочь, которая после этого пошла на поправку. Карла IV в детские годы тоже приносили к Святой Анежке, когда он тяжело заболел. Его мать, Элишка, последняя из рода Пршемысловичей, со страстной молитвой обратилась к святой и была услышана.
Справа от входа в монастырь на Гашталской площади была часовня Девы Марии, в которой перед алтарём была похоронена настоятельница Анежка. В этой часовне монашки видели различные чудеса и явления на гробе святой ещё задолго до её канонизации. Канонизировать, то есть причислить к лику святых, Анежку Чешскую пытались несколько сотен лет. Мешали этому разные исторические события, а в итоге кончилось тем, что в опустошённом монастыре оказалось невозможно найти могилу с телом. В начале XVII века монахини в тайне начали раскопки в Марианской часовне и обнаружили тело в монашеском облачении, которое источало приятный запах. Обрадовавшись, сестры сообщили новость кардиналу Гарраху, но комиссия, которую он собрал по этому поводу, посчитала находку сомнительной. Император Фердинанд организовал новый поиск. И в 1643 году нашел некий ларец с костями. Но и в этот раз комиссия решила, что останки могут принадлежать кому-нибудь из королевской семьи.
Попытки отыскать тело предпринимаются и в наше время. Например, в 2010 году обследовали костёл Святого Гаштала - увы, безрезультатно.
В 1689 году в монастыре случился пожар. Однако в сгоревшей часовне обнаружили икону, совершенно не пострадавшую от огня – это был образ девы Марии, которому по преданию молилась сама Святая Анежка. Его считали чудотворным, поэтому, когда Иосиф II закрыл монастырь и конфисковал его имущество для продажи, монашки посчитали своим долгом спасти картину. В день торга среди всего собранного имущества - более шести сотен икон, мебели и принадлежностей для богослужения – не досчитались одной вещи. Образ Девы Марии исчез. Говорят, это монашки вынесли его, проникнув ночью в обитель по тайному ходу.
О чудесах и необычных явлениях в монастыре ходит много слухов. Некоторые время от времени видят огоньки перед Марианской часовней – на том месте раньше стоял костёл Святого Вавржинеца. Другие -призраков плачущих монашек, лежащих вниз лицом в коридоре перед кельей, где жила Святая Анежка. Рассказывают и о нищем старике, который получал подаяние от духа самой настоятельницы. Бедняк часто приходил за милостыней в обитель, а когда ее закрыли, старику зажилось совсем туго. И вот однажды пришел он в горести к монастырским воротам, над которыми стояла статуя святой. Присел в уголке и начал сетовать на несчастья, да от усталости заснул. Во сне ему привиделась Святая Анежка, она склонилась над ним и положила в его руку серебряную монету. Когда старичок проснулся, в его руке действительно был серебряник. С тех пор нищий регулярно приходил к воротам, горячо молился статуе святой, засыпал и просыпался с подаянием от небесной благодетельницы.