Театр Пиччинни

Самый первый театр в городе не имел собственного здания, и труппа вынуждена была репетировать и давать спектакли во Дворце Заседаний в Старом городе. Во время очередного представления в стене появилась глубокая трещина, постройке угрожало обрушение. Труппа и все зрители были срочно эвакуированы. Город остался без театра. После этого происшествия, специально образованная комиссия дала распоряжение о разработке проекта здания. Место для постройки было выбрано стратегическое: он стоит на главной улице города - проспекте Витторио Эммануэле, названном в честь первого монарха Итальянского королевства. Трехэтажное красное здание с дорическим портиком, украшенное белыми деталями, было спроектировано мастером нео-классицизма Антонио Никколини. Этот архитектор специализировался именно на театрах. Залы, возведенные им почти два столетия назад, обладают уникальной акустикой, а дизайн сцен как будто специально разрабатывался для последующей модернизации, с внедрением самых последних инженерных новинок. Зрительный зал, рассчитанный на 620 человек, имеет четыре яруса и галерку. Первой постановкой, которую представили здесь публике, стала опера «Полиевкт», Гаэтано Доницетти.
В 1855 году театр был назван в честь композитора Никколо Пиччинни. Никколо Пиччинни был масоном и входил в ложу «Девять Сестер», названную так в честь девяти Муз, покровительниц искусств и наук. Членами ложи были многие известные люди того времени, например писатель и философ Вольтер, один из отцов-основателей Соединенных Штатов Америки Бенджамин Франклин, изобретатель воздушного шара Жак-Этьен Монгольфье, революционер Камиль Демулен и живописец Жан-Батист Грёз.
Композитор, появившийся на свет в Бари, был одним из самых известных и уважаемых уроженцев города. Его можно назвать центральной фигурой в итальянской и французской опере XVIII века. Отец Пиччинни тоже был музыкантом, поэтому будущее сына было предопределено. Получать образование Никколо Пиччинни отправился в консерваторию Онофрио в Неаполе. Средства на обучение выделил архиепископ Бари. Первым произведением молодого композитора стала опера «Разгневанные женщины». Она сразу же была поставлена в театре «Фьорентини». После такого успеха, Пиччинни претендовал на место капельмейстера при дворе королей Неаполя, но предпочел покровительство французского монарха. В конце 1776 года он начал преподавать пение королеве Марии-Антуанетте и возглавил парижский Итальянский театр. На берегах Сены произведения Никколо Пиччинни имели успех. Однако вскоре началось соперничество между ним и другим композитором, австрийцем Кристофом Глюком. Это музыкально-общественное противостояние вошло в историю как борьба между «глюкистами» и «пиччинистами». Эта полемика расколола даже венценосную семью: Людовик XVI предпочитал итальянскую оперу, а его супруга Мария-Антуанетта поддерживала инновационную французскую. Приверженцы музыкальной школы под предводительством Глюка, считавшие, что оперный спектакль должен нести больше драматической и смысловой нагрузки, постепенно вытесняли со сцены классические оперы, которые писал Пиччинни. Этот факт, и начавшаяся во Франции революция, стали причиной возвращения композитора на родину. После смерти Пиччинни, в честь него была названа консерватория Бари и этот театр. В настоящее время Театр Пиччинни является старейшим подобным заведением в городе.