На создание мавзолея Августа, вероятно, вдохновили величественные гробницы греческих царей, и, возможно, гробница самого Александра Македонского. Мавзолей был возведен в 29 году до н. э., еще при жизни Августа. Само название «мавзолей» связано с именем царя Кария Мавсола. От него пошла традиция именовать династические гробницы подобным образом. За образец были взяты гробницы знатных римлян. Август поощрял неслыханную лесть себе самому. Поэтому он не только соорудил себе это монументальное надгробие, но и позволил возводить в свою честь храмы в провинциях.
С годами здание мавзолея перестраивалось и служило для самых разных целей. Здесь была крепость, затем каменоломня. На месте уже ушедшего под землю здания разбивались виноградники и сады. Здесь был устроен театр, потом концертный зал. Кстати, именно в концертном зале на месте мавзолея Августа в начале XX века выступал известный дирижер Артуро Тосканини. В 1936 году, наконец, начались раскопки здания и изучение развалин. Этот процесс продолжается и по сей день. Имеются общие представления об облике мавзолея. Это служит основой для реконструкции. Здание имело внешнюю стену или ограду из травертина высотой около 12 метра. Вход был с южной стороны. Перед ним возвышались два обелиска. Сейчас один из этих обелисков находится на Квиринальской площади, перед президентским дворцом, а второй на площади Эсквилина, перед церковью Санта-Мария Маджоре. На двух бронзовых табличках около входа в мавзолей находится знаменитый автограф императора. Это текст «Деяний Божественного Августа». Август сам составил этот документ, всемерно восхваляя свою деятельность.
Внутренняя структура мавзолея представляла собой цилиндр диаметром 87 метра и была довольно сложной. Она состояла из пяти кольцевых стен. Большинство из них не имели прохода. Внутри Мавзолея располагалось святилище, где находилась урна с прахом императора. Вход в него был запрещен всем, кроме жреца. Такие помещения обозначаются словом «целла». В них хранились наиболее ценные сокровища храма или мавзолея.
Целла мавзолея Августа имела круглую форму. На внутренней стороне стены располагались ниши, в которых были захоронены члены семьи Августа. Здесь находились останки Марцела , Октавии, Агриппы, Луция и Гая Цезаря. Первым в мавзолее был захоронен племянник императора Марцел. По всей вероятности, его отравила жена Августа Ливия . Она мечтала передать трон своему сыну Тиберию, а Марцел мог спутать ее планы. Строительство мавзолея тогда еще было не закончено. За Марцелом последовали зять Августа Агриппа, Луций и Гай Цезарь. Потом в мавзолее были захоронены внуки императора Августа, объявленные наследниками престола. Август пережил их всех и был захоронен здесь в 14 году нашей эры.
В центре целлы располагалась высокая колонна. Она выходила наружу. В ней и была высечена небольшая квадратная комната, где хранился прах императора Августа. Выступавшая часть колонны, вероятно, поддерживала статую Августа, а также отмечала местонахождение целлы с гробницей.
В Средние Века бронзовую статую императора Августа пустили на чеканку монет. Могущественное семейство Колонна превратило мавзолей в крепость. Колонна – это древняя итальянская фамилия. Она сыграла в истории Рима заметную роль. Один из представителей рода был даже Римским папой. Крепость Колонна просуществовала, пока не провалились верхние покрытия. После этого мавзолей превратился в висячий сад. В XVIII веке на этом месте был открыт развлекательный театр. Здесь проводили праздничные гуляния с каруселями, турнирами и фейерверками вплоть до середины XIX века. Потом по приказу папы театр был закрыт. И бывший мавзолей превратился в литейную мастерскую. Любопытно, что здесь отливали статую Виктора Эммануила II для монумента Матери Родины на площади Венеции. Одновременно около литейной мастерской еще проводили концерты. А в 1936 году здесь в результате раскопок был найден мавзолей. Через века мавзолей Августа пронес легенду о призраках, якобы населяющих это здание. Среди них, в первую очередь, призрак самого императора Августа. Ну а второй - призрак Кола ди Риенцо. Кола ди Риенцо был политическим деятелем, патриотом Рима. В Средние века он мечтал возродить былое величие раздираемого междоусобицами города. На некоторое время Кола ди Риенца удалось захватить власть в Риме и сделать город республикой. Но вскоре власть феодалов была восстановлена. А Кола ди Риенцо был убит. Согласитесь, мавзолей Августа очень подходящее место для призрака человека, возомнившего себя императором.