Палаццо Русполи относится к концу XVI века. Своим нынешним обликом здание обязано известному архитектору Бартоломео Амманати. Именно он придал дворцу строгий ренессансный стиль, достроив новое крыло к зданию. В XVI веке дворец принадлежал Горацио Ручелаи, известному литератору и коллекционеру. В честь него была названа галерея в жилых покоях дворца. Галерея замечательна фресками Якопо Дзукки, ученика знаменитого Вазари. Эти фрески вошли в историю искусств второй половины XVI века.
После Ручелаи палаццо перешел к древнему роду Каетани. Эта семья была родом из Гаэты. Она играла очень важную роль в политической жизни Рима и римской церкви с X по XVII века. Именно благодаря им архитектор Мартино Лонги Младший соорудил во дворце парадную лестницу из 100 мраморных ступенек. Каждая ступенька сделана из цельного куска мрамора длиной 3 метра. Лестница Каетани считается одним из 4-х чудес архитектурного искусства Рима. В этом же списке - дворец-«клавесин» Боргезе, дворец-куб Фарнезе и ворота Карбоньяни.
Свое нынешнее название палаццо приобрел в конце XVIII века. Именно в это время дворец купили выходцы из аристократического рода Русполи. Эта семья поменяла внутреннее устройство дворца, а также ввела замечательную традицию пышных приемов. В связи с этим палаццо стал местом обитания многих знаменитых личностей, например, голландской королевы Гартензии. Королева приходилась одновременно падчерицей и невесткой Наполеона Бонапарта. Она была дочерью его первой жены Жозефины и, кроме того, женой брата Наполеона - Луиджи. Во дворце она жила уже после Реставрации власти, то есть после 1814 года. Вместе с ней жили двое ее детей. Один из них впоследствии стал французским императором Наполеоном III.
Любопытно узнать, что в 1818 году в палаццо Русполи находилось известное на весь город "Новое кафе". Кафе посещали «сливки» общества того времени. И очень часто приходили ради официанта Джованни по прозвищу «Грош». Он был горбатым карликом и прекрасно умел привлекать клиентуру. 4 июля 1849 года в Рим вошли французские войска, и владелец знаменитого кафе отказался подать воду французским солдатам. После этого случая в кафе вынуждены были сменить вывеску. Оно стало называться «Кафе милитэр франсэ», то есть «Французское военное кафе». Бывшее заведение для итальянской знати превратилось в практически французскую лавочку. А в 1870 году, после объединения Италии, кафе стало называться «Итальянским кафе». Но былым успехом уже не пользовалось и вскоре закрылось.
Но вернемся к истории дворца. В начале XX века здесь обитала эксцентричная красавица - маркиза Луиза Казати, чьи вечера прославились на всю Италию. Титул маркизы Луиза получила в 19 лет, выйдя замуж за двадцатитрехлетнего Камилло Казати Стампа. Впрочем, еще неизвестно, кто от этого брака выиграл больше — знатное, но обедневшее семейство Казати Стампа или богатейшая фамилия итальянских промышленников Аман. Именно из этой семьи происходила Луиза. Это была привилегированная семья. В поместьях Аман часто гостил сам король Умберто I. Муж очень быстро перестал интересовать молодую маркизу, и она завела роман с известным поэтом Габриеле д`Аннунцио. Об их отношениях судачили все. А газеты публиковали карикатуры на тройственный союз Луизы, Камилло и Габриэля. Но скандальная слава не только не расстраивала влюбленных. Наоборот - вдохновляла. Луиза наслаждалась жизнью и не отказывала себе в роскоши. О маркизе Казати говорили как о самой элегантной женщине Европы. Богатства семьи позволили ей заказывать платья у лучших портных. Во время карнавальной недели в Риме Луиза каждый день появлялась в свете в новом наряде. Ее роскошные платья, потрясали воображение публики. Газеты сменили гнев на милость, а затем и вовсе перешли на восторженный тон, описывая костюмы маркизы.
Вот что рассказывает Поль Сезар Эрле о нарядах Луизы во время карнавала 1900 года.
«В первый вечер маркиза Казати появилась в наряде Сары Бернар. Во второй — в точной копии одеяния византийской императрицы Феодоры. В третий — в платье из белых кружев и черной атласной накидке, отороченной горностаем. Что дальше?»
А дальше маркиза обращает свое внимание на обустройство дворцов. Первым делом Казати оформила интерьер своего огромного палаццо Русполи в черно-белой гамме. Белоснежные стены украшали венецианские зеркала, окна — белые бархатные портьеры, пол — мрамор и шкуры белых медведей. Племянница маркизы Казати вспоминала, что в этом доме хотелось говорить шепотом и ходить на цыпочках, как в церкви.