Ценителям итальянской живописи и, в частности, великого Караваджо советуем задержаться около церкви Сан-Луиджи деи Фрачези. Церковь принадлежала французской общине. На ее освящение специально приезжал кардинал Мазарини. Внешне она не сильно выделяется среди других церквей XVI века, а знаменита, прежде всего тем, что в 5-ой капелле находятся шедевры великого Караваджо "Святой Матфей и Ангел" (картина расположена над алтарем), "Призвание Святого Матфея" - слева от алтаря и "Мученичество Святого Матфея" (справа от алтаря). Версия библейской истории, представленная Караваджо, в свое время наделала немало шуму: заказчики долго возмущались, что евангелист вышел старым, неопрятным, с грязными ногами. Художнику даже пришлось исправлять законченные было работы. С Караваджо вообще сложно было иметь дело: он был чванлив, задирист, тщеславен, падок до поножовщины, вина и распутства. В Рим он попал, пытаясь избежать наказания за убийство. Но зато именно он изобрел манеру светом вылеплять тела, "вырывая" их из тени, чем довел раскрашенный рисунок наивных художников Ренессанса до контрастной светотени драматической живописи, где пропадает контур и появляется по-настоящему трехмерное тело во всей его плотности. Тем самым он сделал шаг из одной эпохи в другую. Добивался Караваджо такого эффекта с помощью сложнейшей по тем временам техники: сначала делал абсолютно черный фон на холсте, а потом наносил более светлые тона. Недавно было обнаружено, что Караваджо использовал в работе прототипы фотографической техники: камеру-обскуру и светочувствительные вещества. К такому выводу пришла итальянская исследовательница Роберта Лапуччи. Лапуччи утверждает, что Караваджо первым из художников применил камеру-обскуру для живописи, хотя несколькими десятилетиями ранее этот прибор подробно описал Леонардо да Винчи. По мнению исследовательницы, Караваджо работал с моделями в специально оборудованной "темной комнате", в которой свет проникал через потолок. Художник проецировал изображение через линзу и зеркало на холст и делал черновой рисунок при помощи свинцовых белил, смешанных с фосфоресцирующим порошком. Таким образом, он фиксировал полученное изображение и далее работал уже с готовым эскизом. Есть общепринятое мнение, что Караваджо никогда не пользовался набросками, а работал прямо по холсту. Вот какие тайны скрывает обычная римская церковь.