Площадь дель Пополо в переводе с итальянского означает Народная площадь. Имя свое она получила от Церкви Санта-Мария-дель-Пополо, однако церковь никакого отношения к народу не имеет. Она получила название потому, что на этом месте когда-то росли тополя. А по-итальянски слова "тополь" и "народ" звучат и пишутся одинаково.
От площади лучами расходятся три улицы: Корсо, Бабуино и Рипетта. Улица Корсо ведет к площади Венеции, улица Бабуино - к площади Испании, улица Рипетта - к мавзолею Августа. В углах между улицами стоят церкви-близнецы Санта-Мария-деи-Мираколи и Санта-Мария-ин-Монтесанто. Близнецами их называют потому, что они имеют абсолютно идентичную форму. Церкви образуют своеобразный парадный въезд на "трезубец" улиц. Трезубец стал популярной идеей. Ее воплощение также можно встретить в различных городах мира, например, в Санкт-Петербурге в России: там от здания Адмиралтейства также отходят три оси - Невский проспект, улица Гороховая и Вознесенский проспект.
На север от Фламиниевых ворот, расположенных около церкви Санта-Мария-дель-Пополо, в сторону Римини уходит древняя Фламѝниева дорога. Она была проложена еще в III веке до н.э. по инициативе консула Гая Фламиния. По ней на протяжении столетий прибывало в Рим большинство путников. Только появление железных дорог в Италии сократило их количество. По этой дороге отправлялись завоевывать северные народы римские легионеры. А в V веке, когда римская империя ослабела, полчища варваров шли по ней в сторону Рима. Именно от Фламиниевых ворот впервые увидели Капитолийский холм Данте в XIV веке, Рубенс в XVII, Моцарт, маркиз де Сад и Гете – в XVIII, Стендаль, Жуковский и Гоголь – в XIX. Площадь, открывающаяся за воротами, вызывала у путешественников неизменный восторг. Гете снял квартиру, из окна которой площадь была как на ладони, а маркиз де Сад счел ее исключительно эротичной.
Сами Фламиниевы ворота были возведены около 270 года до н.э., а при папе Сиксте IV в XVI веке полукруглые башни были перестроены в квадратные. Великий Бернини заново создал внутренний фасад ворот по случаю посещения Рима шведской королевой Кристиной. Ворота со стороны города украшены античными колоннами и статуями святых Петра и Павла. При реставрационных работах во второй половине XIX века башни были снесены.
Напротив ворот, в центре площади находится обелиск Фламинио высотой 36,5 м. Трудно поверить, но обелиску уже три с лишним тысячи лет. Его в 1200 году до н.э. установил фараон Рамзес II. Обелиск стоял возле храма Солнца в Гелиополисе в Древнем Египте. Во времена правления Августа сооружение было перевезено в Рим для украшения Большого цирка. Цирк находился у самого подножия Палатина, и обелиск служил ориентиром для колесниц, которые участвовали в праздничных состязаниях. На нынешнее место обелиск был перемещен при Сиксте V в XVI в. А в начале XIX века по задумке архитектора Валадьé он был преобразован в фонтан в виде четырех бассейнов. Каждый из бассейнов украшен мраморными львами. Это не единственный фонтан на площади. Площадь опоясывают экседры, полукруглые ниши. В каждой стоит статуя, символизирующая одно из четырех времен года.
Но самое любопытное и таинственное место на площади – это церковь Сáнта-Марѝя-дель-Пополо. Находится она в левом углу площади и возведена на том самом месте, где некогда был похоронен Нерон. В средние века могилу злосчастного императора старались по мере сил обходить стороной: римляне были уверены, что там поселились черти. Конец раздолью нечести положил только папа Пасхалий II в XI веке. Он устроил настоящий крестовый поход на могилу. Проклятый прах он выкинул в Тибр, надгробие разрушил. При этом, по преданию, поднялся "невообразимый гам, лай и мычание, и жалобные хрюки демонов, и скрежет зубовный бессильной злобы". И вот на этом месте построили церковь, посвященную Богоматери. От могилы Нерона остался лишь небольшой холмик, скрытый лестницей паперти. Впоследствии церковь превратилась в настоящий музей изобразительных искусств. Как будто пророческими оказались слова, произнесенные Нероном перед смертью: “Какой художник умирает!” Внутри вы увидите работы Пинтуриккьо, Аннибале Караччи и Рафаэля.Особого внимания заслуживает капелла Киджи, в которой купол и две парные гробницы-пирамиды для братьев-банкиров Киджи делал Рафаэль, а скульптуры пророков Аввакума и Даниила – Бернини. В другой капелле, Черази, можно увидеть два шедевра Караваджо “Обращение Савла” и “Распятие Апостола Петра”.