Церковь Сант-Андреа-делле-Фратте безусловно заслуживает внимания. В XII веке, когда ее только начинали строить, в этих местах находилась граница города. Вокруг церкви даже рос небольшой лес - фратте - значит чащоба. В XVII веке крышу, купол и колокольню строил Борромини. Получилась слегка перегруженная конструкция с ангелами, факелами и затейливыми спиралями. В этой церкви находятся гробницы двух известных художников – Анжелики Кауфман и живописца Назорея фон Шадова. Здесь же стоят скульптуры ангелов, которые сделал Бернини для моста Святого Ангела. Папа Климент IX, который заказал архитектору этих ангелов, cчел их слишком ценными, чтобы выставлять под открытым небом.
Главный алтарь церкви возведен Джузеппе Валадье, итальянским архитектором. Его имя всегда ассоциируется с исключительным чувством стиля и верностью национальным традициям. Строительство алтаря велось на деньги, вырученные знаменитым кардиналом Гонсальви от продажи бриллиантовой табакерки. Этот небольшой сувенир преподнесли властители европейских держав, которым Гонсальви помог вернуться на трон. Дело в том, что кардинал участвовал в Венском конгрессе, на котором были приняты решения о возвращении к власти старых династий, свергнутых до этого Наполеоном.
Кардинал был один из самых влиятельных политиков своего времени. Во время наполеоновского нашествия на Рим и Ватикан он был вынужден бежать в Париж, но до конца своих дней остался верен Святому престолу. Он не боялся плыть против течения и отказался благословлять новый брак между Наполеоном и Марией Луизой Австрийской. Таким образом он проявил солидарность с папой, который был отправлен Наполеоном в качестве пленника во Францию. За сопротивление Наполеон конфисковал у Гонсальви все его имущество. Но после падения Наполеона кардинал вновь занял руководящую должность кардинала-секретаря при Святом престоле. В этом качестве он и участвовал в Венском конгрессе, который определил судьбы Европейских держав после наполеоновского падения. Благодаря его дипломатическому искусству серое преосвященство Венского конгресса вернуло независимость Ватикану и даже помогло русскому царю Александру I приобрести польский престол.
На улице Мерчеде, берущей начало от площади Сант-Андреа-делле-Фратте, обратите внимание на два здания. Оба они связаны с выдающимися личностями. Это дома №11 и №12. В первом здании умер великий римский архитектор Джан-Лоренцо Бернини. А когда-то оно было куплено его отцом Пьетро Бернини, также архитектором. На втором этаже здания находятся два тимпана со сценами из жизни Бернини. Первый изображает визит к нему папы Урбана VIII Барберини, а второй - вручение скульптору ключей от Лиона в награду за его творческую деятельность.
Жизнь и творчество Бернини, как и всякого художника, полна взлетов и падений. Бернини переехал в Рим в 1605 году. Ему было 8 лет, когда он сделал набросок головы Святого Петра. Рисунок был настолько идеален, что публика назвала мальчика «вторым Микеланджело». В 16 лет он создал скульптуру "Мученичество святого Лаврентия". Увидев эту скульптуру, кардинал Сципион Боргезе решил сделать Джованни своим личным скульптором и заказал ему строительство виллы, в которой собирался жить. Папа Григорий XV посвятил Бернини в рыцари, а папа Урбан VIII сделал его своим другом. Существует такая легенда: когда кардинал Барберини стал Урбаном VIII, он позвал к себе скульптора и сказал: "Тебе посчастливилось жить во время папы Барберини, но еще большее счастье, что рыцарь Бернини живет во времена понтифика". Он разрешил приходить Бернини в свою резиденцию без предупреждения. И они проводили много часов за разговорами.
В 1624 году Бернини было доверено строительство купола церкви святого Петра. Тогда за этот проект боролся и другой архитектор — Борромини, который на тот момент был более квалифицированным мастером. Борромини был очень обижен на своего конкурента, в том числе и за его высокомерное поведение. Кроме того, проигравший конкурс должен был помогать победителю в строительстве, но все заслуги были причислены Бернини. Эту обиду Борромини так и не простил.
Джованни вел совместную жизнь с замужней женщиной Констанцией. Однажды до него дошли слухи, что Констанция изменяет ему с его младшим братом Луиджи. Джованни решил проверить эти слухи и сказал, что вскоре уезжает из города. Вместо этого на следующее утро он подошел к своему дому, где и застал Луиджи с Констанцией. Луиджи убежал, но Джованни догнал его и стал избивать. Он схватил металлический прут и ударил им Луиджи, сломав ему два ребра. Их мать успела позвать гвардейцев, которые расцепили дерущихся.
Как выяснялось, Джованни послал в свой дом слугу, которому приказал изуродовать Констанцию. Пока Джованни и Луиджи дрались, слуга исполосовал лицо спящей Констанции.
Бернини был обвинен в нанесении тяжких телесных повреждений и покушении на убийство. Урбан VIII уладил дело - Джованни было предписано только уплатить штраф. Но папа заставил его жениться на Катерине Тезио, дочери римского адвоката.
В это время Бернини получил новый заказ. Ему было поручено установить две колокольни на церковь Святого Петра. Сперва была идея создать маленькие колокольни, но неопытный Бернини решил сделать их побольше. Церковь стояла на болотистой почве, и это было очень рискованно. У Бернини не было честных и опытных помощников. Единственным, кто разбирался в подобных постройках, был Борромини, но отношения двух мастеров были слишком сложными.
В июле 1641 года архитектор представил первую колокольню. Через два месяца появились трещины. Бернини сильно переживал и даже перестал есть. Трещины увеличивались. Через три года умер последний защитник Бернини — Урбан VIII. Новый папа, Иннокентий X, выбрал себе в фавориты Борромини. Было проведено расследование причин строительной ошибки. Борромини представил все улики против оппонента. В Ватикане была собрана комиссия, которая должна была решить судьбу башни Бернини, и Папа принял решение уничтожить строение.
Снос здания занял 11 месяцев. Бернини тяжело переживал это. Заказы стали поступать ему только от низких слоев общества. Шанс восстановить доброе имя дал мастеру знатный кардинал Карнало, который заказал ему скульптуру Святой Терезы. Бернини создает одну из самых своих знаменитых скульптур - «Экстаз святой Терезы». Работа понравилась кардиналу, и интерес к Бернини вновь вырос. Даже папа Иннокентий X начал дружить с архитектором. Бернини стал примерным христианином и всю жизнь прожил спокойно.
Лучшей архитектурной работой Бернини по праву считается Собор Св. Петра, сердце Рима и всего христианского мира. Имена таких гениев как Бернини не забываются народом. В честь художника назван даже кратер на планете Меркурий. Бернини также был изображен на банкноте в 50.000 итальянских лир.
Еще одна выдающаяся личность жила в соседнем доме под №12, с венецианской символикой - львом Святого Марка- над главным входом. Здесь висит табличка с памятной надписью "В последний год своей жизни, 1882, здесь жил выдающийся шотландский писатель Вальтер Скотт из Эдинбурга".