Оказавшись на улице Григориана, обратите внимание на дом, который в начале XVII века построили себе братья-художники Федерико и Таддео Дзуккари. Дом этот - одно из самых причудливых строений в Риме: окна и двери у него выполнены в виде разевающих пасти фантастических чудовищ. Федерико Дзуккари приехал в Рим из Флоренции, будучи уже признанным мастером. Ему принадлежит роспись купола знаментитого Собора Санта-Мария дель Фьоре. В Риме он решил создать дворец, достойный статуса великого художника. Современники считали Дзуккари вторым после Рафаэля выдающимся мастером итальянской живописи.
Дзуккари купил земельный участок на улице Григориана с видом на древние сады Лукулла и здесь построил свой особняк. После смерти художника дом по завещанию перешёл художникам Академии Св. Луки. В начале XX века его купила Генриетта Герц, еврейская меценатка. Она основала здесь библиотеку и институт изучения итальянского и римского искусства периода Возрождения и Барокко. С 1990 года фондом Генриетты Герц была учреждена премия за особые заслуги в области истории искусств. Премия присуждается молодым искусствоведам, отличившимся на этом поприще.
У особняка Дзуккари богатая история. На протяжении долгих лет здесь останавливалось множество знаменитых личностей. С 1702 года здесь проживала польская королева Мария-Казимира, жена Яна Собесского - освободителя Вены от турок. Собесский был победителем и в сердечных делах. Он отвоевал красавицу Марию-Казимиру у первого мужа, князя Замойского, и возвел на трон, несмотря на ее скромное происхождение. А когда король умер, опечаленная Мария-Казимира отправилась в Рим, где и прожила последние 11 лет.
Во время гранд-туров особняк стал прибежищем многих “заальпийских художников": английского художника Джошуа Рейнольдса, коллекционера-античника Иоганна-Иоахима Винкельмана, французского художника Жан-Луи Давида и знаменитого итальянского писателя Габриеле Д’Аннунцио. Жан-Луи Давид, французский классицист, написал здесь картину "Клятва Горациев", а Габриеле Д’Аннунцио поселил в этом экстравагантном палаццо героев своего романа "Наслаждение". Знаменитые художники "назареи" Корнелиус, Овербек, Вайт и фон Шадов взялись за роспись фресок "Истории св. Иосифа в Египте" для дворца. Теперь эти творения находятся в Национальной Берлинской Галерее.
Вообще в XVII веке именно англичане ввели моду на образовательные путешествия. Юные джентельмены, завершив домашнее образование, отправлялись в ознакомительно-дидактические турне на континент. Их, как правило, сопровождали ученые наставники. Сначала молодые люди проводили некоторое время в Париже, шлифуя французский и приобретая светский лоск. Затем отправлялись в Германию за ученостью, ведь Германия на весь мир славилась своими университетами. А на десерт оставляли Италию, где следовало вживаться в историю, изучать античные развалины и учиться чувству "исторической меланхолии" по словам Флобера. Глядя на знаменитые руины древности и любуясь луной над Колизеем, путешественники предавались размышлениям о тщете всего сущего и о судьбах великих держав. Считалось, что такие мыслительные упражнения весьма полезны для будущих государственных деятелей. Многие были разочарованы Римом. После Лондона или Парижа он казался полупустым захолустьем, где не с кем даже было поговорить на хорошей латыни. Зато здесь можно было изучать античное искусство и покупать картины. Так, Уолпол-старший собрал огромную коллекцию, которая была впоследствии продана российской императрице Екатерине Великой и составила ядро собрания Эрмитажа. А один из первых туристов, молодой лорд Томас Хауэрд, граф Арундель, привез с собой архитектора Индиго Джонса. И именно Джонс, вдохновленный Римом, впоследствии построил в Лондоне собор Святого Павла.
К середине XVIII века обезлюдевший было Рим заселяется любителями древности и коллекционерами. Лучшими знатоками считались немцы. Как правило, именно они сопровождали по городу любопытных искателей старины. Русские появились в Риме с 20-х годов XIX века. Среди них был русский коллекционер-любитель граф Строганов. Дом, в котором он жил, как раз примыкает к палаццо Дзуккари. Григорий Сергееевич Строганов был третьим сыном государственного деятеля и коллекционера графа Сергея Григорьевича Строганова, от которого унаследовал страсть к собирательству. В своем особняке он держал богатейшее собрание произведений античного искусства. До него в этом здании жил и умер великий французский художник Рафаэль Менгс. А в 1827 году здесь проживал сам Стендаль.