Под №13 по улице Четырех фонтанов расположен величественный палаццо Барберини. Дворец был построен по приказу кардинала Франческо Барберини в XVII веке на участке, где издревле росли виноградники богатой аристократической семьи Сфорца. Кардинал вскоре стал папой Урбаном VIII Барберини, известным меценатом эпохи барокко. Дворец был задуман как загородная резиденция кардинала. К центральному корпусу прилегали боковые крылья, окруженные садами. Выполнить проект было поручено знаменитому архитектору Карло Мадерно. Но Мадерно умирает вскоре после начала строительства. Проект переходит к Джан-Лоренцо Бернини, фавориту папы Урбана VIII, который прибегает к помощи своего давнего соперника Борромини.
Бернини и Борромини – два великих архитектора эпохи римского барокко, которые в буквальном смысле "сделали" Рим Римом. Об их творческом соперничестве ходят легенды. Каждый из них старался не упустить свой проект. А палаццо Барберини – единственный пример их совместного творчества.
Бернини удалось закончить строительство дворца за 4 года. Он не побоялся изменить прежний, уже утвержденный проект Мадерно. Центральный фасад дворца был отодвинут немного вглубь по отношению к боковым крыльям здания. Архитектор также убрал из проекта большую крытую террасу на центральном фасаде. На ее месте был создан Большой салон с известной фреской Пьетро да Кортона "Триумф Божественного провидения".
Пьетро да Кортона был ярким живопиcцем и архитектором эпохи барокко. Как и Бернини, он пользовался вниманием папы Урбана VIII и попал под его покровительство. Фреска на фасаде палаццо Барберини – самая крупная его работа. Изображенные на ней геральдические пчелы рода Барберини такой величины, что их можно видеть даже снизу – с улицы. Кстати, огромный сад при дворце до сих пор плодоносит. Но театр, библиотека и мастерская по производству гобеленов, которые располагались ранее на дворцовой территории, уже не действуют.
Вначале войти во дворец через главный вход можно было с площади Барберини. Но в конце XIX века из-за интенсивного дорожного движения его перенесли на улицу Четырех фонтанов. Современный вход во дворец отделяет от улицы красивая кованая решетка с пилястрами – полуколоннами – из травертина. Травертин – любимый камень архитекторов и строителей вечного города. Он крепче известняка, но легче поддается обработке, чем мрамор. К тому же недалеко от Рима есть богатое месторождение травертина. Из этой уникальной горной породы также возведен Колизей.
Фонтан "Канделябр" перед центральным фасадом палаццо Барберини тоже был построен в конце XIX века. Основанием фонтана служит восьмиугольная чаша. Здесь же расположена миниатюрная скала, сплошь покрытая морской растительностью. В скалу вставлен стержень, на котором крепятся две плоские чаши разных размеров. В маленькой чаше расположен фонтанный носик, из которого выходит струя воды. Он украшен тремя геральдическими пчелами рода Барберини. По углам восьмиугольного основания фонтана расположены четыре фонтанные маски предположительно работы Бернини. Сейчас эти маски не работают. Считается, что они остались от старого фонтана, который когда-то находился на этом месте.
В середине XVII века, через год после смерти Урбана VIII Барберини, наследники папы были обвинены в финансовых спекуляциях. Следующий Папа Иннокентий X конфисковал дворец у семьи Барберини. Но после возвращения наследников из вынужденного изгнания во Франции, дворец им вернули.
В середине XX века палаццо Барберини стал собственностью государства. С тех пор в нем располагается Национальная галерея старинного искусства. Здесь выставлены полотна известных художников XIII-XVI веков. Это картины таких великих мастеров Возрождения, как Филиппо Липпи, Эль Греко, Караваджо, Тициана. И среди них самая, пожалуй, знаменитая работа – "Форнарина" Рафаэля. Считается, что на ней изображена возлюбленная художника по имени Форнарина в образе богини любви Венеры.