Пройдя через парк Оппио к улице Домус Ауреа, Вы окажитесь перед входом в музейный комплекс Домус Ауреа. Это - знаменитый Золотой дом Нерона. Экскурсии по предварительной записи предлагают вам увидеть лишь немногое, что сохранилось от былой роскоши императорского дворца, занимавшего в свое время большую часть центра Рима. Это, например, комнаты с изумительными фресками греческого художника Фабулуса, так называемая восьмиугольная зала, императорский приемный зал, зал с позолоченным потолком. Сегодня мы можем лишь представлять, как на самом виде выглядел этот уникальный по своим размерам дворцовый комплекс и каким великолепием отличалось его внутреннее убранство.
В первые годы своего царствования император Нерон построил для себя Домус Транзитория. Этот дворец соединял холм Палатин с садами Мецената. В 64-м году в Риме случился страшный пожар, в результате которого сгорела большая часть городских построек и Домус Транзитория в том числе. Тогда Нерон принялся за строительство самого большого в истории Древнего Рима императорского дворца "Домус Ауреа", что значит "Золотой дом".
Вот что писал об этом грандиозном сооружении древнеримский писатель Светоний: "Колоссальная статуя императора Нерона высотой 120 футов могла спокойно поместиться в атриуме. Дворец был огромный, потому что включал в себя три портика – три замыкающихся ряда крытых колонн – длиной в одну милю и пруд величиной с море. А по берегам пруда – множество зданий, как целый город. За дворцовыми постройками Нерона располагались виллы с полями, виноградниками и пастбищами, леса, полные диких и домашних животных. Все во дворце было покрыто золотом, драгоценными камнями и разноцветными раковинами, а потолок в обеденных залах – плитами из слоновой кости. В этих плитах, которые могли двигаться, были сделаны специальные отверстия. Они служили для того, чтобы по желанию императора с потолка могли сыпаться лепестки цветов с благовониями. Центральная плита на потолке вращалась круглые сутки. Туалетные комнаты снабжались морской водой и водой из сернистых источников. Когда строительство дворца было закончено, Нерон остался очень доволен. Потом он добавил, что наконец будет жить по-человечески."
Вся этот роскошь занимала огромную территорию: от холма Палатин до площади, где сейчас находится базилика Святого Петра в веригах. С запада дворец достигал холма Целий с развалинами храма императора Клавдия. Известны имена архитекторов, которые за четыре года возвели дворец – это Север и Целер. Считается, что они были греками по происхождению.
Однако, Нерону недолго пришлось наслаждаться жизнью в Золотом доме. Он был приговорен к смерти преемниками. И следующий император приказал разрушить дворец, чтобы стереть память о ненавистном властителе. Дворец превратился в руины. Его фундамент стал основой последующих построек. Императоры Тит и Траян построили термы на руинах дворца. Так некоторые помещения дворца, сохранившиеся до наших дней, оказались встроенными в новые термы. А император Веспасиан приказал осушить огромный пруд и на его месте возвел амфитеатр Флавия – известный всем Колизей. "Колизей" происходит от слова "колоссальный". Такое название Веспасиан дал амфитеатру потому, что на берегу бывшего пруда перед входом во дворец стояла колоссальная позолоченная статуя Нерона.
Остатками былой роскоши предстает перед нами один из павильонов на холме Оппио. Здесь, в центральной части дворца, была расположена восьмиугольная зала. С западной стороны видны остатки центрального прогулочного двора с колоннадой портика. А с южной – двойной зал с прилегающими комнатами. Эта была жилая часть Золотого дома. В комнатах находились спальные покои самого Нерона и его семьи, так называемые "кубикулы". Можно предположить, что комнаты были украшены статуями, так как до сих пор видны остатки кирпичных пьедесталов. До наших дней сохранилась в нескольких местах выдающаяся художественная отделка. По сюжетам росписи кубикулы получили свои названия. Например, "комната с потолком с совами" или "комната с черным потолком". Самая известная из них – "комната с позолоченным потолком c позолоченной рельефной штукатуркой". Неслучайно именно здесь родился гротескный стиль живописи. Знаменитые художники итальянского Возрождения Рафаэль, Пинтуриккьо, Гирландайо черпали свое вдохновение именно в этих гротах. Так они называли кубикулы дворца Нерона. Отсюда они заимствовали мотивы, которые переносили на стены папских апартаментов, Ватиканских музеев и замка Святого Ангела.
Знаменитая скульптурная группа Лаокоон тоже была найдена в Золотом доме. Троянский жрец Лаокоон предсказал падение Трои от троянского коня. За это он был наказан богами вместе со своими сыновьями. Жрец изображен в тот момент, когда он с сыновьями борется со змеем, насланным на него. Скульптура хранится в Ватиканских музеях и считается бесспорным шедевром античности.
История раскопок Золотого дома началась в XVIвеке. Именно в это время художники добираются до так называемых гротов и копируют декоративный орнамент фресковой живописи со сводов кубикул. В XVII веке художник Пьетро Бартоли откопал несколько новых нероновских комнат и впервые опубликовал серию рисунков по мотивам найденных фресок. Папа Клемент XIII провел первые археологические раскопки в Золотом Доме под руководством английского архитектора Камерона. В XIX веке археологам удалось обнаружить еще 50 комнат. Почти сто лет спустя раскопки были продолжены уже под руководством государства.
В начале 80-х годов прошлого века Домус Ауреа закрыли для туристов, чтобы отреставрировать сохранившийся внутренний интерьер и художественную роспись дворцового комплекса. И лишь несколько лет назад дворец Нерона вновь был открыт для посещений.