Мы находимся на углу улицы Корсо и площади Венеции со стороны улицы Плебисцито. Отсюда хорошо видна вся площадь, которая считается центральной не только по своему месторасположению, но и по значению. Сейчас здесь проходит центральная транспортная развязка Рима.
Площадь расположена у подножия Капитолия, главного из семи римских холмов, недалеко от Римского форума. Когда-то здесь пересекались Фламиниева дорога, одна из главных консульских дорог, и Сервиева стена, первая крепостная стена Рима, построенная еще в IV веке до нашей эры. В Древнем Риме было проложено 10 консульских дорог. Римляне ввозили по этим дорогам товары в Рим, по ним к местам сражений следовали римские войска. Все дороги сходились в Риме. Отсюда и пошло известное выражение: "Все дороги ведут в Рим".
Прямо перед Вами через площадь – памятник первому королю объединенной Италии Виктору Эммануилу II. Этот монумент сделал площадь величественной, но в то же время его сооружение привело к разрушению древнеримских жилых построек, остатков древнеримских дворцов и древнехристианских церквей. Площадь утратила историчность и приобрела громоздкую монументальность. Автор памятника – Джузеппе Саккони. Строительство монумента продолжалось более 15 лет. Его закончили в начале XX века известные римские архитекторы Гаэтано Кох, Манфредо Манфреди и Пио Пьячентини.
Позже здесь было решено поместить могилу Неизвестного солдата с Вечным огнем. Рядом установили статую древнеримской богини Ромы – покровительницы Рима. В могиле покоится прах неизвестного солдата, погибшего во время Первой мировой войны. С тех пор мемориальный комплекс носит название Алтарь Отечества. От могилы Неизвестного солдата к двенадцати метровой бронзовой статуе Виктора Эммануила II ведут две лестницы. На заднем плане за памятником находится высокая колоннада. Именно из-за нее римляне прозвали монумент свадебным тортом и пишущей машинкой. На самом верху колоннады установлены 16 статуй, олицетворяющих 16 итальянских областей, а по краям – бронзовые колесницы со скульптурами-символами Единства и Свободы.
Если посмотреть направо – можно увидеть величественное средневековое здание. Это палаццо Венеции, в честь которого и названа площадь. Дворец был построен в середине XV века по приказу кардинала Пьетро Барбо по архитектурным канонам королевских резиденций того времени. Здание считается одним из лучших образцов архитектуры раннего Возрождения. Став папой Павлом Вторым, Барбо привлек лучших архитекторов для расширения дворца. Одно время здесь располагалась папская резиденция. А в конце XVI века здание было подарено папой Пием IV независимой Венецианской республике, в нем разместилось посольство Венеции. С тех пор дворец стал называться палаццо Венеции. После падения власти Наполеона в Европе, когда государство Венеция вернулось во владычество Австрии, дворец стал собственностью австрийской королевской династии Габсбургов. Во времена Священной Римской империи выходцы из этой династии были римскими императорами и контролировали в том числе Венецианскую республику.
Только в начале XX века дворец вновь стал собственностью Италии, где разместилось итальянское фашистское правительство под руководством Бенито Муссолини. С той стороны палаццо, которая выходит на площадь Венеции, хорошо виден балкон на втором этаже. С этого балкона в XV веке папа Павел II наблюдал за финишем конных скачек во время римского карнавала, которые начинались на площади дель Пополо и заканчивались на площади Венеции. С этого балкона любил произносить свои страстные речи Бенито Муссолини.
Фасад здания, выходящий на площадь, увенчан зубцами и декоративной консолью, что характерно для архитектуры раннего Возрождения. За фасадом видна высокая башня. Любопытно, что окна как на фасаде дворца, так и на башне – разного размера и отличаются по форме. Считается, что это было сделано для того, чтобы отгонять злых духов от дворца. В средние века подобных поверий было великое множество.
Ниже под центральным балконом можно разглядеть герб кардинала Пьетро Барбо, основателя дворца. Одним из атрибутов его герба был лев, символ Венецианской республики. Во дворце находятся бывшие апартаменты папы-венецианца. Особый интерес представляет так называемый Зал попугая. В этом зале папа Павел II Барбо держал своего любимого попугая. На его содержание ежегодно тратились огромные деньги из папской казны. Следующее за Залом попугая помещение называется Залом глобуса. Балкон второго этажа, который вы видите на фасаде здания с правой стороны, как раз выходит в этот зал. Он получил свое название от огромной планисферы – подвижной карты звёздного неба, которая занимала всю большую стену зала. Она была изготовлена в XV веке по заказу папы венецианским мастером-картографом Джироламо Беллависта. В XVII веке карта бесследно исчезла, и на стене появилась пейзажная роспись. Именно в этом зале уже в XX веке располагался генеральный штаб вождя правящей фашистской партии Италии Бенито Муссолини.
Стоит обратить внимание и на два крайних окна рядом с балконом. Они принадлежат бывшему Залу консистории. Зал назвали так потому, что здесь проходили собрания кардиналов, созываемые и возглавляемые Папой Римским. В XVII веке его переименовали в Зал пяти люстр, потому что в нем висело именно такое количество люстр из знаменитого муранского стекла. Здесь венецианские послы устраивали шикарные балы и музыкальные концерты. В этом зале, например, играл свой первый полный концерт 14-летний Вольфганг Амадей Моцарт.
Слева от вас находится палаццо Ассикурацьони Дженерали, что в переводе с итальянского значит "дворец Генерального Страхования". Дворец занимает самая крупная страховая компания Италии. Как и Витториано – так итальянцы называют мемориальный комплекс вместе с памятником Виктору Эммануилу II – дворец был возведен в начале XX века по проекту архитектора Джузеппе Саккони. Здание спроектировано таким образом, что его формы в точности повторяют планировку стоящего напротив Дворца Венеции. На фасаде видна эмблема средневековой Венеции – крылатый лев Сан-Марко, которую привезли сюда из Падуи, когда-то входившей в состав исторической Венецианской республики.
Начиная со времени объединения Италии, население Рима стало быстро расти. Расширение города вызвало бурный рост цен на землю. Разумный план развития Рима с планомерным освобождением центра от служебных функций был оставлен, и город начал разрастаться вокруг исторического центра. Новая кампания тотальной застройки исторического центра не обошла и восточную сторону площади Венеции. Возведение дворца Генерального Страхования повлекло за собой разрушение трех средневековых дворцов – резиденций таких известных итальянских аристократических фамилий, как Болоньетти, Торлония и Франджипане. Об этом остается только сожалеть.