Портик Октавии

Портик - крытая галерея, перекрытия которой опираются на колонны, посвящен сестре императора Августа - Октавии.
Он был сооружен на обломках другого, еще более древнего портика консула Квинта Целия Метеллы Македонского, построенного в 146 году до нашей эры. Портик был частью самого древнего римского храма, посвященного Юноне Реджине. Это верховное женское божество римской мифологии из известной капитолийской триады Юнона – Юпитер – Минерва.
К этому же портику в те времена прилегал и храм Юпитера Статора. У Юпитера, верховного божества римского языческого культа, было множество имен. Имя Статор толковалось как Юпитер, дающий силу и стабильность. Это был самый первый мраморный храм в Древнем Риме. Известно даже, что построил его знаменитый греческий архитектор Гермодорос из Саламины. В этом храме хранились редчайшие шедевры древнегреческой скульптуры, а перед величественным зданием стояла огромная бронзовая статуя Александра Македонского работы другого знаменитого греческого архитектора Лисиппа.
Портик Октавии несколько раз реставрировался. Те развалины, которые Вы видите сейчас, относятся к реставрации II века при императоре Комоде . Ширина портика равнялась ста девятнадцати метрам, а длина – 132 метрам. Он состоял из двойного ряда коринфских колонн – всего их было триста. Посредине портика находился большой вестибюль из двух кирпичных стен, когда-то облицованных мрамором. Видны и три колонны внутренней стороны фасада. Из четырех колонн внешней стороны фасада сейчас можно увидеть только две слева, а две другие колонны были заменены на арки, которые ведут в церковь Сант-Анджело-ин-Пескерия.
В начале V века на развалинах портика был устроен рынок для торговли рыбой и поставлена маленькая церковь. В обиходе рынок называли Рыбным форумом. Справа от арки вы видите камень, который является единственным свидетельством когда-то существовавшего здесь рынка. На правой стороне самой арки есть мраморная плита с любопытной надписью. Она сообщает, что консерваторам, то есть членам судейской коллегии, которая заседала во Дворце Консерваторов на Капитолии, необходимо отдавать головы, вплоть до последней штуки, всех рыбин, которые по размеру длиннее этой мраморной плиты. Голова, как известно, является лучшей частью рыбы для приготовления рыбного супа. Это был своего рода налог в пользу правителей-консерваторов. Нарушители данного предписания строго наказывались. Интересно, что это правило действовало до конца XVIII века, то есть до захвата Рима французами. Позже с согласия папы Пия VII консерваторам стал поступать налог в виде доходов от Римской лотереи.