Церковь Скорбящей Богоматери на площади Буэнос-Айрес

Церковь Скорбящей Богоматери возводилась на средства аргентинских священников. Ее строили в честь столетия независимости Латинской Америки от Испании. Первый камень был заложен в 1910 году, а закончили постройку только через 20 лет. Церковь спроектировал архитектор Джузеппе Асторри. Собственно, и площадь получила имя столицы Аргентины, благодаря общине латиноамериканцев, которые здесь жили и занимались строительством своей церкви. Жители Рима также называют ее «Квадратная площадь», из-за ее правильной формы. Впрочем, подобные «местные» прозвища есть в Риме у многих памятников и улиц. Например, площадь Республики иногда называют «Площадь Экседра» - благодаря расположенным со стороны улицы Национале зданиям в форме экседры, то есть полукруглой ниши. Международный аэропорт «Леонардо да Винчи» римляне называют просто «Фьюмичино», а галерею Колонна на улице Виа Дель Корсо - «Галереей Альберто Сорди», в честь этого известного итальянского актера. Кстати, его портрет с тарелкой спагетти часто встречается на стенах в местных ресторанах.
Церковь Скорбящей Богоматери на площади Буэнос-Айрес стала первым культовым сооружением в Риме, построенным специально для латиноамериканской общины. Она доминирует в ансамбле площади Буэнос-Айрес, окруженной типичными для жилых кварталов Рима высокими палаццо с простыми, но элегантными фасадами. Кирпичный фасад и высокая, 32-ух метровая колокольня, или «кампанилла» схожи по архитектуре с многочисленными церквями в историческом центре города. Перед входом в базилику посетители попадают в небольшой нартекс, или крытый вестибюль, спроектированный в виде аркады на двух колоннах. В проекте были использованы элементы раннехристианских базилик Рима – например, двухскатная кровля. Эта традиция связана с первыми христианами. У двускатной крыши был символический смысл – она вызывала ассоциации с ковчегом Ноя, или кораблем спасения. Мозаика на фасаде подражает знаменитым золотофонным мозаикам ранних христиан. В верхнем ярусе в центре изображен Иисус Христос в образе Агнца на престоле, окруженный символами четырех Евангелистов. Ярусом ниже помещены 12 овечек, символизирующие 12 Апостолов. Над входом находится изображение двух павлинов и виноградной лозы – это символы бессмертия и самого Иисуса Христа. Справа и слева от них можно увидеть уток, попугаев, и других представителей флоры и фауны Южной Америки.
Обращение к архитектуре прошлого, и особенно эпохи средневековья и ее переосмысление с точки зрения современности – один из основных признаков искусства модерна, или, как его называли в Италии, либерти. В его традициях в начале 20-го века в Риме было построено много различных церквей.
В капелле церкви находится один из самых почитаемых образов Богородицы в Латинской Америке, и особенно в Аргентине – Мадонна де Лухан. Она считается покровительницей Аргентины, в честь нее в Лухане, городе в провинции Буэнос-Айрес, построен огромный неоготический собор. Сейчас церковь Санта Мария Аддолората объединяет аргентинцев и других латиноамериканцев не только службами на испанском языке, но и разнообразными культурными инициативами. Здесь проводят ярмарку детских поделок, учат петь в хоре и даже устраивают фестиваль латиноамериканских танцев. Кроме того, при церкви находится колледж, в котором проходят один из этапов так называемой «духовной стажировки» аргентинские священники и студенты семинарии. Именно здесь собрались в марте 2013 года верующие католики из Латинской Америки, чтобы отпраздновать избрание Папой Римским своего соотечественника, кардинала Хорхе Мариo Бергольо , который принял имя Франциск. Священники этой церкви помнят, как Бергольо, будучи еще аргентинским кардиналом, приезжал с визитом в Рим, и прибыл на площадь Буэнос-Айрес на автобусе, как простой гражданин, чтобы просто встретиться со своими соотечественниками и помолиться вместе с ними.
Начало культурного диалога между Италией и Аргентиной было положено еще в XIX веке, когда в Южную Америку хлынула волна итальянских иммигрантов. Примерно 60% населения Аргентины в то время составляли итальянцы. До сих пор в Аргентине находится одна из самых больших итальянских общин в мире. Избрание аргентинского кардинала Бергольо, сына иммигрантов, в качестве Папы Римского 2013 год только укрепило эти связи.