Арка Коппеде и Дворцы послов

Монументальная арка, соединяющая два корпуса «Дворцов Послов», названа в честь архитектора, который спроектировал этот квартал – Джино Коппеде. Этот архитектор родился, вырос и получил образование во Флоренции, а свою карьеру начинал как дизайнер. В возрасте двадцати четырех лет он выполнил свой первый архитектурный заказ, построив замок Маккензи в Генуе. В архитектуре этого здания впервые проявился яркий и необычный стиль Коппеде. «Квартал Коппеде», который начинается прямо за аркой, стал единственным в Риме образцом городского ансамбля, выполненным по регулярному плану и в одной стилистике. К сожалению, он оказался последней работой архитектора.
Ансамбль состоит из двух корпусов зданий, спроектированных в форме треугольников. Как мы уже заметили, их объединяет арка. Коппеде пытался воссоздать характерные черты, присущие римской архитектуре – фасады «Дворцов Послов», благодаря пышному декору, напоминают причудливые палаццо эпохи барокко. А соединяющая их монументальная арка отсылает к римским античным традициям зодчества. «Дворцы Послов» и Арка Коппеде стали визитной карточной стиля архитектора. Зритель видит их в первую очередь, когда подходит к кварталу со стороны улицы.
«Дворцами Послов» здания названы не случайно: когда постройка домов была завершена, в них поселились чиновники, сенаторы, иностранные послы, богатые буржуа, и даже сам архитектор с семьей. Здания и сейчас являются жилыми. Исключение составляют лишь несколько помещений, отведенных под офисы и агентства недвижимости. В самом же «квартале Коппеде» немало особняков отданы под посольские и торговые представительства других стран: Южно-Африканской республики, Польши, Марокко, Конго, Новой Зеландии.
Ассиметричность фасадов «Дворцов Послов» - одна из характерных черт архитектуры итальянского модерна - либерти. Еще одна особенность этого стиля - многочисленные украшения, такие как восьмиугольная башенка со скульптурой крылатой Виктории, стоящей на носу корабля с пальмовой ветвью в руках. Вообще, фасады декорированы множеством самых разных скульптурных элементов в виде растений, животных, масок, голов Медузы, а также мужских и женских фигур, свободно «гуляющих» по всему пространству фасада. Каждый элемент экстерьера Джино Коппеде стремился превратить в произведение искусства - оконные наличники, консоли, балюстраду, фронтоны и даже карнизы. На фасаде практически нет пустого пространства, не занятого какой-либо скульптурой. На верхнем ярусе, в самом углу правого корпуса «Дворца Послов» архитектор поместил атлантов – мужчину и женщину. В их свободных позах не прослеживается напряжения. Они, словно поправляют небрежным жестом свои элегантные драпировки, а вовсе не «несут» карниз. Чуть выше атлантов расположен необычный герб с изображением чаши и игральных костей. Чаша олицетворяет Священный Грааль, являясь одновременно символом бессмертия и изобилия. А вот игральные кости – это загадка. Над гербом гладкая поверхность стены нарушена тремя полосами грубо обработанного, рустованного, камня. Подобное сочетание барельефов и каменных вставок на ровной стене встречается и на других зданиях Джино Коппеде.
Соединяющая фасады арка также украшена множеством декоративных элементов. Здесь можно увидеть маскароны, картуши, гирлянды. Итальянские искусствоведы называют такой тип декора, используя яркое образное сравнение. Они говорят, что скульптурные элементы «стекают со стен, подобно лаве». Действительно свободное пространство на стене практически отсутствует, и такая громоздкость – это одна из характерных черт стиля архитектора. Джино Коппеде удалось выйти за рамки «модерна» или «либерти». Большинство итальянских исследователей придерживаются мнения, что здания Коппеде эклектичны: в них сочетаются архитектурные направления разных эпох.
Яркий пример эклектики - арка Коппеде. Поскольку арку, как архитектурный элемент, изобрели римляне, то, возможно, она стала своеобразной «данью» античности. Над аркой находится герб семейства Медичи, члены которого способствовали развитию истории, культуры и искусства в Эпоху Возрождения. Слева, на стене дома, в шахматном порядке расположены пчелы, которые отсылают к еще одному влиятельному семейству – Барберини. Возможно, Коппеде оставил намек на Папу Урбана VIII Барберини, при котором состоялся знаменитый инквизиционный процесс по делу известного физика и астронома Галилео Галилея. При этом Урбан VIII внес значительный вклад в развитие искусства эпохи барокко – именно он финансировал работы таких знаменитых архитекторов и скульпторов как Лоренцо Бернини, Пьетро да Кортона, Карло Мадерно.
В ансамбле арка несет очень важную функцию – она не просто соединяет два корпуса здания, но и создает перспективу улицы, которая сейчас называется виа Дора. В 1920-х годах ее именовали Диагональной улицей . Обратите внимание на большой светильник под аркой - это великолепный образец художественной ковки по металлу первой четверти XX века. Фонарь обозначает границу между шумным пространством улицы и интимной территорией тихого квартала. Слева от светильника на углу здания находится небольшая статуя Мадонны с младенцем, или «Мадоннелла». Подобные скульптуры украшают многие здания в историческом центре Рима. В этой статуе необычна поза младенца. На картинах мастеров эпохи Возрождения Мария, как правило, прижимает Иисуса к груди, а здесь она, наоборот, протягивает его зрителю. Скорее всего, такой вариант изображения Мадонны не был придуман Коппеде, архитектор, вероятно, позаимствовал его с картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна». В левой части арки, на одной из колонн архитектор оставил свою подпись, едва различимую из-за налета смога. Когда зажигается фонарь, освещающий Мадонну с младенцем, арка Коппеде приобретает ореол таинственности. Рассеянный свет большого кованого светильника создает ощущение перехода из реальности в сюрреалистический мир архитектуры Коппеде.