Церковь Санта-Мария-делла-Витториа

Небольшая барочная Церковь Святой Марии Покровительницы Победы изначально была посвящена другому святому. Орден босоногих кармелитов планировал назвать храм именем святого Павла. Здание построено в первой четверти XVII века по проекту архитектора Карло Мадерна, а фасад был оформлен Джанбаттистой Сориа несколькими годами позже.
Внутри, церковь состоит из одного зала и шести капелл. Потолок храма расписан фреской "Победы Девы Марии над Ересью", а на сводах купола можно увидеть сюжет "Вознесение Девы Марии". Обе работы принадлежат кисти Джандоменико Черрини. В храме, среди мраморных стен и золотистой резьбы, также можно найти три алтарные картины Доменикино, одну Гверчино и одну Гвидо Рени.
Но самое знаменитое произведение искусства, хранящееся в маленькой церкви - это "Экстаз Святой Терезы" Джованни Лоренцо Бернини. Эта работа служит образцом скульптуры стиля барокко. По мнению многих искусствоведов, это самое совершенное творение Бернини.
В середине XVII века, когда слава скульптора шла на убыль, кардинал Федерико Корнаро обратился к нему с просьбой построить семейную капеллу. Бернини воспринял это как возможность восстановить свою репутацию в глазах общества. Он приступил к работе в 1647 году и закончил капеллу через пять лет.
Скульптура, изваянная из белого каррарского мрамора, изображает момент, в котором Святой Терезе Авильской является херувим и своим огненный копьем пронзает ее сердце, наполняя его любовью к Богу. Позади двух фигур вертикальные позолоченные бронзовые линии символизируют божественный свет, озаряющий монахиню во время мгновения "сладостной муки".
Бернини не только восстановил свою славу. Этим произведением он вдохновил целые поколения будущих скульпторов и живописцев. В XX веке композитор Пьетро Масканьи даже сочинил симфоническую поэму по названию "Созерцая Святую Терезу Бернини". Шедевр превратился в объект мирового паломничества, когда психологи и культурологи начали находить в скульптуре элементы эротики, споря, какую любовь воспел скульптор, земную или все же небесную.
Джованни Лоренцо Бернини был архитектором, театральным художником, драматургом, живописцем, но в первую очередь, он был скульптором. Первым среди скульпторов барокко, одним из основоположников этого стиля и одним из наиболее ярких и изобретательных его мастеров. "Микеланджело XVII века" - так почтительно называли его современники.
Бернини бросил вызов камню и победил. Мрамор в его руках, под его резцом оживал, теряя по прихоти художника свою материальность, обретая невесомость и легкость. "Экстаз Святой Терезы" сам Бернини считал лучшим из того, что ему удалось создать.