Поднявшись на Авентин, мы входим в Парк Савелло, известный всему миру как Апельсиновый сад.
Около его входа разместился фонтан с очень интересной историей. Он состоит из древнеримской термальной ванны и маскерона – скульптурного изображения головы Нептуна, созданного скульптором Джакомо делла Порта в XVI веке. Этот маскерон путешествовал по фонтанам всего Рима. Джакомо делла Порта построил его для фонтана на Римском форуме, который в начале XIX века разобрали на части. Его оригинальная чаша украшает теперь площадь Квиринале. Маскерон же перенесли на другую сторону Тибра, чтобы украсить им новый фонтан. Но и он через несколько десятилетий был закрыт, и уже в XX веке голова Нептуна наконец оказалась на Авентинском холме, где вода из ее рта льется в ванну из римских терм.
В Средние века на месте парка находилась крепость семьи Савелли, с замком и крепостной стеной, конюшней, башнями и колокольнями. Это было опасное время, когда богатые семьи строили замки, чтобы укрываться в них от врагов. Когда замки стали больше не нужны, крепость снесли, а в XX веке на ее месте разбили общественный парк. Апельсины, которые растут в парке, очень кислые, но обладают прекрасным запахом – это специальный сорт, из которого изготавливают апельсиновое масло для парфюмерии. Сейчас аллеи этого парка носят имена известных итальянских актеров. Если вы придете сюда в выходные, то, скорее всего, встретите сразу несколько итальянских пар в свадебных нарядах, которые фотографируются на фоне одного из самых красивых панорамных видов Рима.
С вершины Авентинского холма видно Тибр, протекающий у его подножия. Слева расположен район Трастевере, за ним – холм Джаниколо, названный в честь двуликого бога Януса, покровителя входов и выходов, конца и начала, а также дверей и всяческих проходов. В честь этого римского бога также был назван месяц Январь. С холма Джаниколо открывается еще один знаменитый вид на Рим, воспетый многими поэтами, в том числе Иосифом Бродским. Слева виднеется купол собора Святого Петра, кстати – самый большой купол в Риме. В диаметре он составляет 42 с половиной метра, а в высоту 133 метра. С крыши собора Святого Петра можно увидеть Средиземное море. А рядом с ним расположен Замок Святого Ангела. Как гласит легенда, во время страшной эпидемии чумы, унесшей тысячи жизней, римский папа Григорий Великий увидел на крыше этого здания самого архангела Михаила, который на глазах папы вложил меч в ножны. Это означало конец бедствию, и вскоре после этого чума, действительно, прекратилась. Поэтому бывший императорский мавзолей и получил название "Замок Святого Ангела".
Дальше мы можем увидеть две церкви, которые как бы "накладываются" друг на друга – это Сан Карло на Кампо деи Фьори и Сант Андреа делла Валле на Корсо Витторио Эммануэле. Храмы кажутся одинаковыми, но на самом деле это иллюзия: один из них значительно больше и выше другого.
За ними виднеется Сант Аньезе на Пьяцца Навона. Эта барочная базилика была построена в XV веке и посвящена христианской святой Агнессе. Согласно легенде, во времена гонений на христиан верующую девушку перед казнью выставили обнаженной на стадионе, но ее волосы в несколько мгновений выросли так, что скрыли ее наготу. Голова святой и по сей день хранится в базилике.
Рядом с рекой возвышается квадратный купол Большой Синагоги, необычному зданию которой всего лишь немногим более ста лет. Это главный центр иудейской культуры в Риме, в ней находятся музей, молельный дом, а также рабочие помещения главного римского раввина.
Чуть правее можно разглядеть и величественный Пантеон, храм всех богов, одну из самых известных достопримечательностей Рима. Его серый низкий купол будто "просвечивает" сквозь дома.
Справа от Пантеона белеет здание знаменитой виллы Медичи, построенной в духе маньеризма по заказу кардинала Фердинанда Медичи, позже ставшего правителем Флоренции. После того, как Наполеон Бонапарт передал этот роскошный особняк Французской академии искусств, там проживали лучшие скульпторы, художники и композиторы, выигравшие в престижном конкурсе "Римская премия".
За виллой Медичи, на фоне неба вырисовываются массивные очертания квадриги Витториано на Капитолийском холме. Этот монумент в духе древнеримской архитектуры был построен на рубеже XIX-XX веков в честь первого короля объединённой Италии Виктора Эммануила II.