Миновав высокий забор, во времена древнего Рима мы оказались бы в полностью огороженном огромном саду с высокими деревьями, цветниками и аллеями для прогулок. Возможно, он был спланирован примерно так же, как тот сад, в котором мы находимся сейчас, но его украшали несколько роскошных фонтанов, скульптуры, колонны и живописные места для отдыха. Это был самый настоящий райский сад.
Стена, огораживающая термы, была изнутри украшена крытой колоннадой, под которой можно было прогуливаться в жару. Справа от нас, прямо в стене, находились комнаты для отдыха, а прямо под ними секретная подземная часть терм, которую обнаружили только в XX веке. Как это ни удивительно, под термами находился храм персидского бога Митры! Во время строительства здания римляне очень увлекались мистическими восточными религиями. Сам император Каракалла поклонялся египетской богине Изиде. Несколько знатных римлян построили себе гробницы в виде пирамид: одна из них, мавзолей Гая Цестия, сохранилась до наших дней, и находится в восьмистах метрах от нас, около станции метро «Пирамидэ».
Бог Митра, которого часто изображали убивающим быка, был особенно популярен у римских легионеров: считалось, что он приносит победу в битве. Культ солнечного бога Митры до 4 века был одним из главных соперников христианства по популярности среди римлян. Святилище, которое нашли ровно сто лет назад под термами Каракаллы – самое большое в Риме и второе по размеру в мире. По периметру помещения стоят скамейки для участников церемонии. В центре находится жертвенная канава. Жрец, весь в белом, подходил к канаве. К ней выводили быка, и жрец отрезал ему голову, так, чтобы на его одежды попала очистительная кровь. Римляне обожали жестокие зрелища, и такая церемония была им вполне по душе.
В стене, в конце дорожки, по которой мы идем, находились библиотеки, с одной стороны греческая, с другой латинская. Размещение библиотек в банях объяснялось одним из главных принципов философии древних римлян: радость познания объединяется с телесными удовольствиями. Другими словами: «в здоровом теле здоровый дух».
В древние термы Каракалла приходили совершенно разные люди:мужчины и женщины, дети и старики, богатые и бедные, воины и рабы. Каждый день в термы заходили 10-15 тысяч человек. Они приходили сюда, чтобы помыться, расслабиться, повеселиться, встретиться с друзьями, и даже провести деловые встречи.
В центре сада возвышалось огромное строение, в котором располагались сами термы.Сад, в котором мы находимся, тянулся на 400 метров, а здание терм было размером 150 на 200 метров.Его построили по оси с северо-востока на юго-запад, – так более продуктивно использовалось натуральное освещение солнечным светом. Чтобы поддерживать такую огромную конструкцию, прямо в холм были встроены несколько огромных террас и большая стена. Фундамент был сделан из знаменитого римского бетона. Стены терм на самом деле не были сложены из отдельных плит:между «оболочкой» из кирпича и камня заливался раствор. Высыхая, он становился прочнее самого камня. Таким образом, все здание состояло из единого затвердевшего бетонного куска. Секрет бетона древних римлян нам до сих пор неизвестен. Он был гораздо более прочным и менее вредным для окружающей среды, чем современный. Хотя известны все составляющие элементы, технология его изготовления, видимо,была более сложна по сравнению с производством обычного бетона.
Историки посчитали, что для строительства терм император использовал минимум 9000 рабочих каждый день в течение 5 лет!
Если собрать по всей Италии фрагменты здания Каракаллы, и вернуть их на место, несколько римских палаццо просто обрушатся без колонн, взятых отсюда, или останутся абсолютно голыми, без мраморных украшений.Из музея Неаполя исчезнут знаменитые скульптуры Фарнезский бык и Отдыхающий Геракл, и множество менее известных статуй. Самая высокая колонна Флоренции – Колонна правосудия на площади Санта Тринита – будет снова подпирать свод терм Каракаллы. Исчезнут фонтаны с площади Фарнезе в Риме. Бельведерский торс, который вдохновлял самого Микеланджело – из Ватикана вернется в термы Каракаллы вместе со множеством прекрасных мозаик. Исчезнет одна из самых красивых римских церквей – базилика Санта Мария ин Трастевере, которая полностью держится на конструкциях, взятых из этих терм. Но Трастевере близко, всего лишь через реку от нас. А Пизанский собор, до которого 360 километров, оказывается, тоже построен из колонн и мрамора терм Каракаллы. Насколько же грандиозны было это здание, что даже части его хватило, чтобы построить несколько соборов и украсить самые значительные музеи Италии!