Мы заходим в восточную палестру, абсолютно симметричную спортивному залу, который мы уже видели. Здесь тоже была колоннада, которая служила закрытой зоной для занятий во время плохой погоды и местом для отдыха. Но в этой части терм сохранилось кое-что из внутренней отделки времен императоров. Слева от нас на полу виднеется разноцветная чешуя мозаичного пола. Подняв голову, мы увидим чудом сохранившиеся капители колонн, украшенные коринфскими листьями и ионическими завитками. Надо уточнить, что в термах Каракаллы было 16 огромных колонн выше 12 метров, а в общей сложности как минимум 250 колонн! Все они либо были перенесены в римские палаццо и церкви, либо отправлены на переработку, то есть, разбиты на строительный камень. На высокой арке справа до сих пор видны остатки белого и желтого мрамора. Вертикальные борозды в стенах – это каналы для стока дождевой воды. В горячих помещениях терм по таким каналам шел пар.
Из спортивного зала вверх вела лестница, по которой можно было подняться на террасу. На ее полу была выложена мозаика с морскими божествами: нереидами, тритонами, дельфинами и морскими чудовищами. Фрагменты этой мозаики тоже остались в термах, и теперь они прислонены к стене. А здесь, на первом этаже, пол был украшен роскошной цветной мозаикой с изображением атлетов и судей, которые археологи обнаружили в XIX веке. Она была разделена на прямоугольники, в каждом из которых был выложен спортсмен. До 1963 года у посетителей терм Каракаллы был шанс увидеть эти знаменитые мозаики, позже их перенесли в музеи Ватикана.
В нишах стен палестры стояли мраморные статуи, в основном, копии древнегреческих. Благодаря семье Фарнезе они оказались в коллекциях по всей Европе еще в эпоху Ренессанса.Одна из них, которая сейчас находится в Неаполе, невероятно интересна. Это статуя титана Атланта, держащего на плечах земной шар, – самое древнее дошедшее до наших дней изображение глобуса и звездного неба! На земном шаре изображены экватор, тропики, северный и южный полярные круги. Сорок три созвездия будто приклеены к Земле сверху, поэтому мы видим их снаружи. Но самое забавное, что Атланта с тяжеленной Землей на плечах поставили в палестру, – римляне не были лишены чувства юмора. Древнеримский силач, поднимающий тяжести, вероятно, чувствовал себя вполне солидарным с гигантом.
Скорее всего, в палестре стоял и один из главных экспонатов музеев Ватикана – мощный торс Атлета, или Бельведерский торс, развернутый в могучем движении. Его ни в коем случае не надо путать со стройным Аполлоном Бельведерским, который был найден на вилле Нерона. Дело в том, что обе эти скульптуры стояли в саду Бельведер в Ватикане, и, в итоге, получили соответствующие названия. Так вот, Бельведерский торс – это мощь человеческого тела, движение, застывшее в камне. Микеланджело, увидев эту скульптуру, был поражен: это было именно то, что он искал в искусстве. Все последующее творчество Микеланджело, и то, чем он знаменит, было вызвано к жизни скульптурой, найденной в термах Каракаллы.