Калидариум

Выйдя из главного здания терм, поворачиваем налево и подходим снаружи к их самым жарким частям. Калидариум, от слова Калор, «горячий», – настоящий триумф роскоши и архитектурной мысли древних римлян. Точнее, был таким триумфом, пока его не превратили в каменоломню. Как мы видим, калидариум – самая разрушенная часть терм. Это было огромное круглое помещение, цилиндр размером 34 метра в диаметре, полностью покрытый ценными породами мрамора.Он был очень светлый: стены вверху состояли из двух рядов стеклянных окон-арок, сделанных так, чтобы весь день солнечные лучи проникали внутрь помещения, не только освещая, но и дополнительно обогревая его. Все это великолепие перекрывалось обширным куполом, опиравшимся на огромные пилястры.
Секрет калидариума заключался в том, что пространство под пестрым мраморным полом было пустым, он стоял на множестве низких столбиков. Между столбиками циркулировал горячий воздух из подземной печи. Это была настоящая система «теплого пола» по-древнеримски, которая нагревала и стены. Она называлась «гипокауст». По специальным желобам горячий воздух поднимался наверх по стенам, и даже выходил внутрь через маленькие отверстия. Это была прогрессивная, дорогая и эффективная система. Например, в Помпеях в стены просто встраивались баки с горячей водой. А изобрел гипокауст древний грек по имени Сергий Ората, который ни о каких термах не думал, а использовал свое изобретение для разведения рыб зимой.
А теперь перенесемся в июль 1990 года и представим себе громадную сцену, установленную прямо в калидариуме, а на ней – трех великих теноров: Хосе Каррероса, Пласидо Доминго и Лучано Паваротти. Они исполняли «Oсоле мио» на глазах у шести тысяч зрителей и 800 миллионов телезрителей по всему миру, которые навсегда запомнили этот день. В термах Каракаллы и сейчас постоянно проводят концерты, но теперь сцену ставят не в самих руинах, а перед ними.