Библиотека

В термах Каракаллы было две библиотеки, греческая и латинская. Они были симметрично расположены вдоль стены, но одна из них была полностью разрушена. В плане библиотеки представляли собой прямоугольники. В стенах были сделаны 32 ниши, в них стояли деревянные шкафы, где хранились волумены, – свитки из папируса в цилиндрах, и кодексы– книги из тонких деревянных табличек. От влаги их защищали специальные воздушные прослойки в стенах. В центре, вероятно, стояла статуя Минервы – в греческой версии Афины, богини мудрости. Кстати, войти в термы можно было и с этой стороны. Справа от библиотеки видны развалины крутой лестницы, по которой можно было попасть в здание Савентинского холма.
Напротив библиотеки на газоне находится инсталляция под открытым небом, созданная художником Микеланджело Пистолетто. Из камней, частей колонн, капителей, мрамора, фрагментов мозаик и стен, найденных здесь, он выложил знак, который придумал в 2003 году и назвал его новым знаком бесконечности. Инсталляция называется «Третий рай». По замыслу художника первый рай – это время, когда человек был частью природы. Второй – это подчинение природы, технологическая утопия, в которой человечество постепенно разочаровывается. И, наконец, третий рай – это слияние первого и второго, когда человек со всеми своими возможностями перестанет разрушать природу и станет ее позитивной частью. Для шестидесятника Пистолетто, лозунг: «Будьте реалистами – требуйте невозможного», вполне актуален. Поэтому из остатков архитектуры римлян, думавших, что подчинили себе природу, художник сложил этот знак как надежду на то, что наша цивилизация выберет другой, более дружественный природе путь.
Термы Каракаллы в современном Риме – это не только живописные руины и археологический памятник. Для большинства римлян это место, где проходят оперные и балетные спектакли и множество летних концертов. С 1937 года здесь каждое лето проводит концерты Римский Оперный театр. А в 1960 году на этой территории проводились соревнования по спортивной гимнастике на Олимпийских играх в Риме. В 80-е годы парк привели в порядок и снесли так называемые «абузивные постройки», незаконно построенные дома, которыми так славится современная Италия. С недавнего времени сценические конструкции больше не находятся в калидариуме, а вынесены наружу. Возможно, улучшение отношения к древним термам – это признак того, что теория Микеланджело Пистолетто работает, и мы все же начинаем уважать прошлое и думать о будущем.