Ещё более законченный вид придала площади колонна, установленная здесь спустя четыре года после окончания строительства арки.
Триумфальные колонны, как и арки, пришли из Древнего Рима. Так принято было там чествовать победителей. Архитектурный стиль классицизм подразумевает обращение к классике, то есть к античности, в качестве идеала. Поэтому в эпоху классицизма часто использовали мотив триумфальной арки, ставили колонны в честь военных побед. Император Николай I решил таким образом увековечить память о своём старшем брате Александре I, воевавшим с Наполеоном. Проект разработан французским архитектором Огюстом Монферраном. Ирония судьбы заключается в том, что во время войны 1812 года он служил в наполеоновской армии.
Француз предложил установить колонну наподобие Вандомской, установленной в честь Наполеона в Париже. Николай I пожелал, чтобы Александровская колонна непременно была выше. Однако, превосходя колонну Наполеона в Париже (47,5 м против 44), Александровская колонна всё-таки ниже колонны Великой Армии в Булони, чья высота составляет 54 м. Также она ниже колонны Нельсона на Трафальгарской площади в Лондоне (общая высота - 56 м). Таким образом, Александровская колонна является третьей по высоте триумфальной колонной в мире. Но, в то же время, колонна Нельсона и колонна Великой Армии - составные, а Александровская колонна представляет собой цельный монолит, что выводит её на первое место, если руководствоваться этим критерием.
Колонна вытесана из куска гранита, добытого на Финском заливе недалеко от Петербурга. Только обработка этого камня заняла 2 года. Изготовление и установка колонны стали ещё одной неповторимой страницей в истории петербургской архитектуры. Монферран рассчитал проект таким образом, что колонна держится на пьедестале без каких-либо креплений, за счёт своего собственного веса. Её не пришлось вкапывать, однако перед установкой почву укрепили сваями - ведь вес монолита составляет около 700 тонн, а Петербург славится болотистыми почвами. Процесс установки колонны занял около 2-х часов, в нём приняли участие 3 тысячи человек. Колонну подняли при помощи специальных подъёмных механизмов и конной тяги. После завершения этой весьма трудоёмкой операции Николай I сказал Монферрану: "Вы себя обессмертили".
Уже после установки колонны начались работы по её оформлению. Тогда были изготовлены барельефы для постамента, строгая дорическая капитель колонны и фигура ангела с крестом. По преданию, скульптор Борис Орловский, работавший над ангелом, придал ему черты императора Александра I. Ангел держит в руках крест, благословляя город, а ногами попирает змею, что символизирует победу над врагами.
Бронзовые барельефы на постаменте, также имеют символическое значение. На части, обращенной к Зимнему дворцу, изображен старик-водолей, олицетворяющий реку Неман. На левом участке – фигура женщины, облокотившейся на урну. Это - аллегория реки Вислы. Обе эти реки были форсированы русскими войсками во время преследования Наполеона. Здесь же мы видим надпись "Александру I благодарная Россия". На барельефе, обращенном к Адмиралтейству, справа – фигура Правосудия, слева – фигура Мира. Барельефы изобилуют изображениями воинского оружия и доспехов, напоминающих о боевой славе русского народа, здесь есть шлемы Александра Невского и Ермака, броня царя Алексея Михайловича, щит Олега. Это - точные копии образцов из Оружейной палаты в Москве. На барельефе со стороны здания Главного штаба изображена фигура Победы, заносящая в книгу Истории памятные даты: "1812, 1813, 1814". Летом 1812 года французские войска под руководством Наполеона вторглись на территорию России. Этот год был тяжёл для России. Наполеон занял Москву, в ней начались страшные пожары, уничтожившие множество домов. Однако, в дальнейшем ход войны удалось переломить, и к концу года войска Наполеона были изгнаны. В 1813 году начался заграничный поход русской армии, в ходе которого от наполеоновских войск были освобождены и другие европейские страны, занятые ими. В 1814 году объединённые войска союзников вошли в Париж. На четвёртой стороне барельефа можно видеть слева крылатую Нику, а справа - Минерву, богиню справедливой войны, что символизирует необходимость и оправданность военных походов России в это время. Пьедестал завершается бронзовыми гирляндами, поддерживаемыми двуглавыми орлами. База колонны оформлена в виде лаврового венка.
Возле памятника установили фонари, а позже – ограду вокруг колонны, украшенную фигурами двуглавых орлов. Те орлы, что венчают перевёрнутые пушки по углам ограды (символ окончания войны), на самом деле, имеют три головы и три крыла. Благодаря этому, они с любой точки кажутся двуглавыми. В советское время ограда была демонтирована, но к 300-х летнему юбилею её реконструировали. К сожалению, ограда часто страдает от вандалов, и планируется восстановить и полосатую будку полицейского рядом с ней.
Обратите внимание на мощение площади. Это - декоративное мощение, выполненное во второй половине ХХ века, когда асфальтовое покрытие было заменено диабазовой брусчаткой. К 300-х летию Санкт-Петербурга на площади были проведены реставрационные работы, обновлена как брусчатка, так и инженерные системы под ней.