Пройдя Александровский сад к западной оконечности, Вы увидите красивую площадь, обрамлённую с одной стороны садом, с другой - Невой, с востока её границей будет уже известное нам здание Адмиралтейства, а с запада - здания Сената и Синода, благодаря которым площадь и получила своё название. Это - два здания, которые визуально сливаются в одно благодаря объединяющей их торжественной арке. Вы видите, что здания Сената и Синода, как и Адмиралтейство, богато украшены скульптурой. Здесь тоже присутствуют триумфальные мотивы, прославляющие российское государство.
У Адмиралтейства неспроста появились такие архитектурные соседи. Сенат и Синод являлись высшими правительственными учреждениями императорской России. При этом Сенат был органом государственной власти, а Синод - церковной. Первоначально они размещались в здании 12 коллегий на Васильевском острове, затем их перевели сюда. Произошло это в то время, когда Россия испытывала могучий национальный подъём после победы над Наполеоном. Этот патриотический пафос стал диктовать свои архитектурные тенденции. В Петербург пришёл стиль под названием "ампир". Многие искусствоведы считают его наивысшей точкой развития классицизма. Слово "ампир" происходит от французского "empire", что переводится как "империя". Название стиля говорит само за себя. Основной его задачей было демонстрировать имперскую мощь и прославлять национальные достижения. Именно эти задачи блестяще решил Андреян Захаров при перестройке Адмиралтейства. Рядом с таким соседом Сенат и Синод не могли выглядеть бледно. Они стали требовать приличествующее их статусу помещение.
Победу на конкурсе проектов одержал архитектор Карл Иванович Росси, которому удалось убедительно решить основную задачу конкурса: "придать зданию характер, соответствующий огромности площади". При этом Росси, как и Захаров в случае с Адмиралтейством, решил использовать стены прежней постройки. Эти здания стали последним крупным проектом архитектора.
В своём проекте Росси предлагал построить два корпуса, связанных аркой. Арка должна была символизировать единство государства и церкви. В качестве её проекта был использован один из нереализованных проектов арки Главного Штаба на Дворцовой площади. По своему характеру арка является триумфальной, несмотря на то, что император Николай I, утверждая проект, повелел убрать из декора мотив трофеев и оружия. Таким образом, она завершила триумфальный парад, начавшийся с арки Главного Штаба на Дворцовой площади и продолженный аркой центральной башни Адмиралтейства.
Мы видим летящих гениев Славы с лавровыми венками. Гении есть и над лоджиями по обе стороны от арки. Помимо гениев арка обильно украшена скульптурой, которая помогает раскрыть их основную идею, указывает на их функции и даже на местоположение каждого из них. Так, в левой части арки находится барельеф "Закон божий", а в правой - "Закон гражданский", а в центре - "Закон естественный".
Над аркой - скульптурная группа "Благочестие и Правосудие", где по разные стороны полулежат-полусидят аллегорические фигуры. Женщина, скрывшая лицо под покрывалом в знак смирения, символизирует Благочестие. Правосудие же указывает в книгу законов. Его также можно узнать по весам - символу справедливого суда.
Расположение барельефов и фигур в скульптурной группе указывает нам на функцию и на местоположение каждого из двух учреждений. Также над аркой - 8 фигур гениев, держащих книги законов. В нишах фасадов Сената и Синода – 16 аллегорических фигур: Вера, Истина, Мудрость, Законоведение, Твердость, Правосудие и др. Фигуры также располагаются в соответствии со зданиями, которые украшают, то есть, к примеру, Веру вы можете увидеть слева от арки, а Законоведение - справа.
Входы в здания Сената и Синода расположены симметрично относительно центральной оси фасада и одинаково оформлены. Они отмечены красивыми гранитными лестницами и пандусами. Неглубокие восьми колонные лоджии создают интенсивную игру света и тени на фасаде.
Вскоре по окончании строительства зданий произошла неожиданная и несправедливая отставка Карла Росси, ставшего неугодным правительству. Несмотря на то, что до смерти мастера оставалось ещё 16 лет, он больше не смог ничего сделать для Петербурга. Таким образом, здания Сената и Синода стали последними в его карьере архитектора, а также последней из значительных построек, выполненных в классическом стиле. Есть даже поговорка, что классицизм вошёл в Петербург через арку Новой Голландии, а вышел через арку Сената и Синода. С аркой связан и другой популярный в дореволюционные времена каламбур. В народе тогда частенько говаривали, что “Скотейший Синод и грабительствующий Сенат живут подарками”. Официальные названия этих имперских учреждений были: Святейший Синод и Правительствующий Сенат. Как видим, проблема коррупмированности чиновников всегда была больным местом в России.
После революции в зданиях Сената и Синода был размещён исторический архив, впоследствии переехавший. Здания же отреставрировали, место Сената занял переехавший из Москвы Конституционный суд, а Синода - президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина. В ходе реставрационных работ была восстановлена домовая сенатская церковь. Так что фигуры Благочестия и Правосудия вновь оправданно занимают свои места.