Перейдите дорогу по пешеходному переходу от "Медного Всадника" к зданию Сената. Здесь Вы обнаружите интересный приём Карла Росси - скруглённый угол здания Сената. Архитектор сделал это для того, чтобы создать плавный переход от площади к набережной. Кроме того, это помогает визуально замаскировать разные по длине фасады зданий Сената и Синода. Угол украшен закруглённой монументальной колоннадой. Перейдя по переходу уже к самой Неве, оцените ещё раз эту эффектную дугу.
На набережной Невы Вы увидите чудесную панораму. На противоположном берегу - Университетская набережная, жёлтый - Меншиковский дворец, красное здание - Двенадцати коллегий (ныне Университет), зелёное здание - Кунсткамера с её знаменитой башенкой. Чуть далее видна одна из Ростральных колонн Стрелки Васильевского острова красно-кирпичного цвета, а ещё дальше, уже на другом острое, виднеется горящий золотом шпиль Петропавловского собора. Мост, виднеющийся по правую руку, называется Дворцовым.
Постоянные мосты через Неву стали строить достаточно поздно. Сначала мосты были наплавными. Первый наплавной мост появился как раз на том месте, где мы сейчас стоим. Он соединял Сенатскую площадь и Васильевский остров. Сам мост до настоящего времени не сохранился, однако, внимательно осмотрев набережную, на одной оси с Медным Всадником Вы обнаружите сохранившиеся от моста каменные устои, облицованные гранитом и украшенные красивыми закруглёнными лестницами. Устои моста видны и на противоположном берегу Невы.
За проезд и проход по мосту взималась плата - с прохожего по копейке, за каждую лошадь по две копейки, а с владельцев кареты по пятаку. Деньги это были немалые, за 70 копеек можно было купить телёнка. Бесплатно пропускали лишь дворцовые кареты и воинские части. В истории был случай, когда по мосту не пустили и воинскую часть. Произошло это 14 декабря 1825 года. В этот день Финляндский полк спешил из своих Василеостровских казарм на Сенатскую площадь к восставшим войскам. На мосту путь им преградила команда преображенцев. Финляндцам осталось лишь с горечью наблюдать, как на другом берегу картечью расстреливают их товарищей.
Мост был деревянным и сгорел перед самой революцией от искр, вылетевших из трубы проходившего по Неве буксира. Больше мост не восстанавливали, лишь гранитные спуски и напоминают о нём.
Вообще, Адмиралтейская набережная очень нарядна, украшена пристанями и спусками, и вам ещё предстоит убедиться в этом во время нашей прогулки по ней. Кто знает, может быть именно эти каменные спуски и набережная вдохновили Александра Сергеевича на следующие строки:
"Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла."