Идя вдоль Боковой аллеи, Вы увидите двухэтажный особняк с рельефно выделенным резным фронтоном, затейливой башенкой и элементами "русского стиля". Первый этаж - каменный, второй – деревянный.
Взглядом вы прежде всего зацепитесь за башню особняка. Она является основой композиции всей постройки. В ней гармонично соединились элементы фахверковой архитектуры, готики и "русского стиля". "Фахверком" называется каркас, образованный раскосами из деревянного бруса. Такие постройки были широко распространены в средневековой Западной Европе. Русский стиль появился здесь по желанию заказчиков - ведь во время строительства особняка он был на острие моды. Российская интеллигенция тогда много размышляла и говорила о "русской идее", это отразилось на всех сферах культурной жизни общества, в том числе и на архитектуре, где прочно обосновался русский стиль. Термин "русский стиль" означает наличие элементов древнерусского зодчества, например – башенок, кокошников, коньков, полотенец. Кроме такого "гремучего" сочетания стилей, башня уникальна ещё и тем, что сохранилась полностью в том виде, в котором была создана в конце XIX века.
Дача принадлежала семье княгини Марии Константиновны Кугушевой. Кугушевы – татарский княжеский род, происходящий от князя Бехана. Род утверждён в древнем дворянском достоинстве во второй половине XIX века. Среди представителей этого рода было много известных государственных и общественных деятелей, некоторые входили в Государственный совет. Один из сыновей Марии Кугушевой, хозяйки дачи, стал участником революционного движения. В царское время он неоднократно подвергался арестам и ссылкам, после революции 1917 года работал в управлении "Наркомпрода", а в годы гражданской войны выполнял указания В.И. Ленина. Можно предположить, что так как сын Кугушевой стал революционером, то большая часть документов, связанная с дворянским прошлым семьи была утрачена. Но неизвестно, удалось ли ему спасти свою мать от страшной судьбы, постигшей многих дворян после революции. Что произошло с Марией Кугушевой после 1917 года - неясно. По одной версии она покончила жизнь самоубийством. По другой – эмигрировала в Париж.
До 1971 года в доме располагались коммуналки. А после ремонта здание отдали детской художественной школе.