Нарышкин бастион - центральный из трёх бастионов крепости, выходящих на Неву. Его перестраивали в камне как парадный, именно тогда и возвели здесь по проекту Трезини флажную башню, где стали поднимать каждое утро крепостной флаг - гюйс. Флаг поднимался с утренней зарёй, опускался с вечерним закатом. В 90-е годы XX века решили возродить традицию.
На Нарышкином бастионе, как и на других, была установлена «вестовая» пушка, из которой каждый день производили полуденный выстрел. В XVIII веке далеко не все горожане имели свои часы, и время они сверяли по выстрелу пушки. С тех пор и пошла поговорка "точно, как из пушки". Первые сигнальные выстрелы производились от здания Адмиралтейства, затем - отсюда, с Нарышкина бастиона. Традиция полуденного выстрела также была возрождена. Сейчас здесь располагаются две гаубицы, из которых каждый день в полдень производится сигнальный выстрел.
Нарышкин бастион сыграл роль и в революционных событиях. По некоторым источникам с Нарышкина бастиона в ночь с 25 на 26 октября 1917 года был дан световой сигнал (вывешен красный фонарь), призывающий к началу штурма Зимнего дворца. Однако многие историки оспаривают этот факт, говоря, что красный огонь на самом деле был обычным сигналом для кораблей, находящихся на рейде Невы, вывешивающимся в тёмное время суток и означающим, что высота воды на 4 фута выше ординара.
Существуют записи, будто крепость поддержала артиллерийским огнём штурм Зимнего дворца, однако при калибре гаубиц, установленных на крепостных бастионах, это было бы просто расстрелом дворца в упор. Более правдоподобными кажутся сведения о том, что артиллеристы крепости отказались стрелять и заявили о своём нейтралитете, а рассказы об огневой поддержке штурма появились позже - для красоты истории.