На пересечении Каменноостровского проспекта и улицы Мира Вы увидите восьмиугольную площадь с удивительными домами, которые из-за своих фигурных башенок и шпилей могут показаться вовсе не петербургскими, а пришедшими из какого-то небольшого европейского города, а то и вовсе из сказок Андерсена. Эти дома строились здесь в начале ХХ века, в недолгую, но яркую эпоху "модерна". В Петербурге много зданий, построенных в этом стиле, но мало ансамблей, то есть комплексных застроек, когда все дома связаны между собой единой концепцией. Получилось это благодаря тому, что три здания из пяти, находящихся на площади, строил один и тот же архитектор - Василий Шауб, петербургский немец, активный архитектор-строитель той поры.
Благодаря своей необыкновенной ауре площадь всегда привлекала людей творческих - писателей, поэтов, архитекторов и художников. В доме №13 жил писатель Леонид Андреев. Сейчас на доме установлена мемориальная доска. За год до переезда в этот дом Андреев потерял жену - она умерла во время родов в Берлине. Несмотря на это писатель активно трудился и даже принимал гостей, устраивая литературные вечера. На них часто бывали Александр Блок и Фёдор Сологуб. Однако это была лишь иллюзия жизни. Вот что записал Александр Блок о вечерах у Андреева: "Андреев жил на Каменноостровском, в доме страшно мрачном: огромная комната - угловая, с фонарём. Подойдешь к окну - и убегают фонари Каменноостровского цепью в мокрую даль. Леонид Андреев был бесконечно одинок, не признан и всегда обращен лицом в провал черного окна..."
Напротив располагается доходный дом Липгарта, хозяин которого был академиком живописи и главным хранителем картинной галереи Эрмитажа. Здесь жил и он сам, здесь же располагалась его художественная мастерская.
Мастерская другого знаменитого мастера - архитектора Владимира Андреевича Щуко, известного такими своими работами, как пропилеи у Смольного или памятник Ленину у Финляндского вокзала, находилась в мансарде того дома, где жил Андреев, со стороны улицы Мира. Это было огромное помещение, где создавались проекты и театральные эскизы. Там работало до двух десятков человек. Щуко занимался всем - от первоначальных эскизов до рабочих чертежей и шаблонов, к каждому проекту делались десятки вариантов. Если громадные подрамники с чертежами нельзя было вынести, их спускали из окон на блоке.
Вы знаете, что мансарды вообще очень любимы художниками. Они пришли к нам из Франции, и получили своё название от имени архитектора, который их придумал - Франуса Мансара. Он предложил размещать жилые помещения и на чердаках, прямо под крышей. Жильё в мансардах было дёшево, и пользовалось спросом у артистических слоёв населения.
Как вы видите, мансарды есть почти у каждого дома, находящегося на площади. Возможно, они подарят нашему городу ещё не одного художника, писателя, архитектора.
Найдите табличку с названием площади. Удивительно, но площадь долгое время была безымянной. Её называли просто - площадь, площадка, круглая площадь. В советское время её прозвали в народе "площадью звезды", за красивую неоновую фигуру, которой украшали площадь к новогодним праздникам. И лишь в 1992 году появилось официальное название - Австрийская площадь. Было решено, что своей необычной архитектурой, башенками, шпилями, уютными мансардами, она напоминает Вену. В торжественный день присвоения названия мэр Санкт-Петербурга и растроганная супруга австрийского канцлера танцевали здесь венский вальс. Планировалось открыть на площади венские кофейни, магазины, аптеку с характерной вывеской, и даже установить австрийские мусорные баки! К сожалению, эти планы не были воплощены в жизнь, и всё ограничилось лишь установлением табличек с названием площади на двух языках.