Перед нами массивный серый дом, построенный в неоклассическом стиле. По сути, это даже не дом, а целый комплекс, состоящий из нескольких зданий. Он занимает практически весь квартал - вскоре мы в этом убедимся. Здание было построено по заказу русского страхового общества в качестве доходного дома. В народе это здание было прозвано "домом трёх Бенуа", так как над проектом работали архитекторы из знаменитого семейства Бенуа: братья Альберт и Леонтий Бенуа и их кузен Юлий Бенуа.
По их проекту был возведён один из крупнейших жилых домов в Петербурге начала ХХ века. Это было очень элитное жильё. Квартиры занимали от 5 до 12 комнат. Всего квартир было 250! Поскольку предполагалось, что квартиросъёмщиками этого доходного дома будут состоятельные петербуржцы, то огромное внимание при проектировании и строительстве дома было уделено созданию комфорта, уюта. Проект предусматривал канализацию, водопровод, паровое отопление, лифты, телефоны. Была здесь собственная электростанция, котельная, прачечная, снеготаялка. Дом обслуживали 20 дворников, в каждом подъезде стоял швейцар.
Революция принесла новые градостроительные тенденции. Например, уплотнительные заселения, коммунальные квартиры. Это не касалось партийной элиты. Так, одному из лидеров партии, Сергею Мироновичу Кирову, была предоставлена квартира в этом доме. С тем, как был устроен его быт, можно ознакомиться сегодня в мемориальном музее-квартире, находящемся в этом доме. Киров проживал здесь со своей супругой Марией Маркус на площади 200 квадратных метров вплоть до того дня, когда он был застрелен в Смольном неким Леонидом Николаевым. Историки до сих пор спорят о мотивах этого убийства. Кто-то считает, что оно было совершено по заказу Сталина, так как Киров становился слишком сильным конкурентом в партии. Кто-то уверен в том, что Николаев совершил это убийство на почве ревности. Его жена работала у Кирова, а он всегда был любимцем женщин. Убийство Кирова позволило Сталину начать чистку партийного аппарата и раскрутить маховик репрессий. Проспект, который в то время назывался улицей Красных Зорь, переименовали в Кировский. Ныне проспекту возвращено его историческое название. Но о Кирове напоминает мемориальная доска, размещённая на главном фасаде дома.
Фасад со стороны проспекта оформлен очень парадно - здесь можно увидеть орнаменты с грифонами, дельфинами и цветочными гирляндами. Также он украшен маскаронами. Так называются любые маски, изображение лица человека, морды животного либо фантастического существа. Интересно заглянуть в парадный двор дома - "курдонёр". Ряды колонн, оформляющие въезд в него, как будто затягивают внутрь этого идеально организованного пространства.
Однако самое интересное - это система внутренних, не парадных дворов, которая тянется за главным фасадом дома. Вы можете пройтись по дворам, если войдёте с Каменноостровского проспекта в одну из арок. Вы убедитесь, насколько обширной была инфраструктура этого дома. Внутренних дворов у дома Бенуа более десяти, и, несмотря на то, что они пронумерованы, не местный человек здесь может запросто заплутать. Дворы стали привлекательным местом для съёмок криминальных сюжетов в различных сериалах, ведь Ленфильм находится поблизости.
Неспешно двигаясь по дворам, Вы можете пройти по ним весь квартал насквозь, практически достигнув параллельной Каменноостровскому проспекту Кронверкской улицы. Здесь Вы увидите боковой корпус огромного строения трёх Бенуа, и ещё один курдонёр.