Перед нами - Михайловский дворец, который иногда называют самым блестящим и "солнечным" творением Карла Ивановича Росси. Дворец стал одной из первых самостоятельных работ архитектора. Возможно, молодость и свежесть взгляда повлияли на "солнечность" дворца.
Центральный фасад напоминает нам о зданиях древней Греции и Рима. Дело в том, что дворец строился во время расцвета классицизма, то есть обращения к классике, как называли время античности. Большинство исследователей считают, что поздним направлением в классицизме стал "ампир". Само слово "ампир" произошло от французского слова "empire", что переводится как "империя". Нетрудно догадаться, что основной идеей ампира было прославление империи, её величия и мощи. Строительство дворца началось через пять лет после победы России над наполеоновской Францией, тогда в стране очень велик был патриотический подъём, и это прослеживается и в архитектуре того времени. Веяния ампира можно увидеть в оформлении ограды и в декоре самого здания, где Росси использовал военную эмблематику.
Миновав ограду, украшенную наконечниками копий, лавровыми венками и щитами, вы увидите торжественную колоннаду главного фасада, а по обе стороны - охраняющих здание белоснежных львов. Точно таких же можно встретить у Елагина дворца и на Дворцовой пристани - Росси скопировал их со знаменитых каменных львов площади Синьории во Флоренции.
Для кого же строился этот торжественный дворец? Для великого князя Михаила Павловича, младшего сына императора Павла I, по имени которого дворец и получил своё имя. Павел горячо любил Михаила и хоть тот и не имел шансов занять престол, хотел, чтобы тот жил по-царски. Для этих целей Павел приказал ежегодно откладывать по нескольку сотен тысяч рублей на постройку дворца. Отцу так и не удалось увидеть воплощения своей идеи – в результате дворцового переворота он погиб и на престол взошёл его старший сын – Александр I. Однако воля государя выполнялась, и когда Михаилу исполнился 21 год, Александром I было принято решение о начале строительства дворца. К этому времени в казне накопилось достаточно денег для этого – 9 миллионов рублей. Для сравнения, годовой оклад канцелярского служителя министерства на то время составлял 200 рублей.
Великий князь Михаил и его супруга Елена Павловна устраивали во дворце пышные приёмы, на которые приглашали цвет петербургского общества: государственных деятелей, музыкантов, учёных, писателей. Изогнутые пандусы, которые вы видите по сторонам от широкой лестницы, предназначались для подъезда карет гостей дворца. Миновав ограду, они проезжали по парадному двору к главному подъезду. Крытая аркада подъезда защищала гостей от непогоды. Елена Павловна продолжила традицию приёмов и после смерти своего мужа, Михаила. Иногда их посещал даже император - Николай I, а ещё позже - и Александр II. Существует мнение, что идея отмены крепостного права в России пришла к Александру II на одном из приемов в Михайловском дворце - на эту мысль его натолкнула хозяйка дворца, имевшая довольно сильное влияние на молодого императора. К слову, Александр II и погиб, возвращаясь после чаепития из Михайловского дворца, устроенного уже дочерью Елены - именно тогда народовольцы метнули одну за другой бомбы в его карету.
Вскоре после этого, после смерти сначала Елены Павловны, а затем и её дочери, дворец постепенно пришёл в запустение. Тогда он был выкуплен в казну, и новый император – Александр III решил использовать дворец для размещения произведений русского искусства. Правда, полюбоваться на дело рук своих Александр не успел, он скончался за несколько лет до того, как официально открылся музей, который стал называться "Императорский музей русского искусства Александра III", а сейчас - Государственный Русский Музей. Это - первый в России музей подобного рода: в его коллекциях представлены все исторические периоды развития русского искусства, все его основные жанры и виды, направления и школы, более 300 тысяч шедевров (больше, чем в Третьяковской галерее). Здесь можно увидеть такие знаменитые полотна русских художников, как, например, "Последний день Помпеи" Брюллова, или "Бурлаки на Волге" Репина, а также картины Сурикова, Кустодиева и многих других мастеров русской живописи. Помимо живописи здесь хранятся и выставляются образцы декоративно-прикладного искусства: вологодское кружево, архангельская резьба по кости, керамику. Музей развивался, и постепенно появилась необходимость в расширении помещений. В частности, был перестроен один из флигелей, а ещё позже был пристроен дополнительный корпус - для размещения временных выставок. Снова выйдя за ограду и встав лицом к главному фасаду, вы сможете оценить, насколько органично это смотрится. Слева будет флигель Росси, а справа - флигель, перестроенный под руководством архитектора с неблагозвучной фамилией Свиньин. Он перестраивал его для этнографического отдела Русского музея, в начале ХХ века потребовавшего собственной экспозиции. В результате проведённых работ флигель фактически превратился в самостоятельное здание, несмотря на то, что Свиньин имитировал классический стиль Карла Росси. Архитектор использовал такие приёмы классицизма, как колонны и скульптуру, например, фигуру древнегреческой богини Афины, покровительницы искусств и ремёсел. Мы можем узнать её по традиционному снаряжению - копью в руке, шлему на голове. Кстати, на верхушке шлема - маленький сфинкс, символ мудрости Афины. Однозначной оценки работы архитектора в данном случае нет. Кто-то считает здание этнографического музея уникальным памятником, кто-то - примером неумелого вмешательства в сформировавшийся ансамбль.