Чтобы ничто не нарушало единства ансамбля, Росси разработал проекты всех зданий, выходящих на площадь. Эти здания были построены позже другими архитекторами, но по эскизам Росси. В соответствии с его замыслом их отличает простота композиции и скупость декора, благодаря чему еще более подчеркивается главенствующая роль дворца.
Даже Михайловский театр выглядит как очень скромный жилой дом со сдержанной отделкой. О том, что за скромным фасадом скрывается театр, можно догадаться лишь по афишам и надписи на фасаде. Театр был назван, как и дворец - именем великого князя Михаила Павловича. Он стал третьей Императорской сценой в Петербурге, после Мариинского (тогда Большого Каменного) и Александринского театров. В настоящее время театр вернул своё историческое название и статус одной из основных сценических площадок города.