Напротив павильонов разместилось гармонирующее с ними по цвету и характеру декора здание Публичной библиотеки. Помимо цвета здания объединяет одинаковый вид колонн, арочные оконные проёмы и использование скульптуры и лепнины. "Ризалиты" - то есть выступающие части фасада Публичной библиотеки, проходят как раз по оси павильонов, стоящих на противоположной стороне площади.
Первое здание библиотеки возникло на этом месте ещё в конце XVIII века, то есть задолго до появления площади как таковой. Повеление открыть библиотеку издала императрица Екатерина II, известная своими просветительскими проектами.
Росси, работавший над проектом площади уже в XIX веке, с величайшим тактом отнёсся к существовавшей до него постройке, в решении фасада нового корпуса использовав архитектурные мотивы старого здания. Он декорировал фасад великолепной колоннадой, разместив между колоннами скульптурные фигуры ученых, философов и поэтов древности. Здесь можно увидеть фигуры Гомера, Платона, Евклида, Еврипида, Гиппократа, Демосфена, Вергилия, Корнелия Тацита, Марка Туллия Цицерона и Геродота. Над колоннадой возвышается аттик, то есть стена над карнизом здания. Росси мастерски рисовал аттики и очень любил использовать этот архитектурный элемент в своих постройках. Здесь в средней части аттика Росси поместил двух гениев Славы, держащих венки, а над ними - сидящую фигуру Афины Паллады.
Летящие гении - фигуры, пришедшие к нам из античного Рима. Как мы уже говорили, для архитектуры эпохи классицизма характерно обращение к античности, в том числе и к мифологии, а "гении" - это существа из мифов древних римлян. Те верили, что у каждого человека есть защитник, который являлся духом рода (от лат. Genus - род). Это можно сравнить с верой в ангелов-хранителей некоторых людей сегодня. Гении выполняли большую работу. Они берегли тело, разум и душу. Они приходили как озарение, интуиция, совесть и предчувствие, при этом наставляя своего подопечного, поучая его и склоняя к добрым делам. Кроме того, гении помогали человеку осваивать мир наук и искусств, даровали вдохновение. Если у кого-то что-то особо хорошо получалось, то тогда говорили, что этот человек в особом мире со своими гениями и считали его гениальным.
Определённо, что Карл Росси был в ладу со своими гениями, и он очень любил изображать этих существ на своих зданиях. Правда, каждый раз он изображал их в разных вариациях. Например, на арке Главного штаба, оставшейся в стороне от нашего маршрута, гении летят на пушечных ядрах, а здесь, на здании библиотеки, они держат в руках пальмовые ветви и лавровые венки, которые подносят к книге и атрибутам письма. Любопытно, что в первоначальном варианте, нарисованном Росси, на месте книги был герб российского государства, то есть двуглавый орёл с короной. Однако после революции орёл исчез, а в декоре здания Публичной библиотеки возникла такая фальсификация.
Что касается богини Афины, то она держит в руке копьё, на голове её - шлем, и здесь также есть маленький сфинкс. Сфинкс таких маленьких размеров есть и на здании Этнографического музея, но измерить, какой из них меньше, вряд ли возможно.
С течением времени количество читателей библиотеки возросло, и пришлось строить новый корпус, в котором поместился обширный читальный зал. Корпус можно увидеть слева от здания Росси. Архитектор с говорящей фамилией Воротилов связал новый корпус в одно целое с постройкой Росси, не нарушая гармоничного облика площади.
На фасаде здания мы можем найти мемориальные доски, сообщающие о знаменитых людях, работавших в библиотеке. Здесь работал знаменитый баснописец Иван Андреевич Крылов. Ещё одна известная личность, связанная с библиотекой - Владимир Ильич Ленин, на протяжении двух лет занимавшийся здесь в читальном зале.