Южный фасад Александринского театра

Обойдя здание театра, Вы увидите уходящую от заднего фасада перспективу одной из самых идеальных улиц. Она была выверена архитектором до миллиметра, гармонируя с задним фасадом театра.
На фасаде мы видим те же классические приёмы, но более скромно прорисованные -вместо объёмных колонн - плоские пилястры, вместо Аполлона и гениев Славы - львиные маски. Однако, и здесь по краям фасада мы можем видеть ниши, а в них - двух других муз: Клио и Талию. Клио – муза истории, Талия же – покровительница комедии. То, что мы видим муз, представляющих такие разные области, говорит о том, что сцену театра предполагалось использовать для постановки спектаклей всех жанров.
За театром Росси построил два одинаковых трёхэтажных здания, выходящие главными фасадами на площадь, а боковыми образуя две стороны улицы. По правой стороне улицы прежде размещалось Министерство внутренних дел, а сегодня там находится Театральная библиотека. Левое здание до революции занимала Дирекция императорских театров, позже в нем разместился Театральный музей. Его экспозиция будет крайне интересна любителям русского театра.
Левее здания музея Вы увидите серое каменное здание, архитектор которого тоже как будто бы игнорировал сделанное до него Росси. Здание возникло незадолго до Первой мировой войны, построенное архитектором Гречанниковым для Правления Общества Московско-Виндаво-Рыбинской дороги. Общество руководило крупнейшей сетью частных железных дорог России. Именно это общество построило Витебский вокзал в Петербурге и Рижский вокзал в Москве. Стиль, в котором возведено здание - неоклассицизм, что означает возврат к классицизму, но уже с позиций более позднего времени, попытка обыграть его с высоты нового исторического опыта. Мы видим здесь и гениев славы на аттике, и львиные маски, и гирлянды, однако всё это мало гармонирует с ансамблем площади.
Ещё левее, за нейтральным светло-серым зданием - интересный пример постройки в стиле "историзм". Здание появилось на площади несколько лет назад, построенное в качестве элитной гостиницы, при этом застройщики стремились "замаскировать" его под старину, для чего спроектировали его в духе итальянского палаццо. Общий внешний вид гостиницы вторит зданию городского кредитного общества на противоположной стороне площади. Известные архитекторы города занесли этот проект в "красную книгу" – то есть в ту, которая вызывает тревогу, вопросы, сомнения о целесообразности такого решения. При этом в "белую книгу" попадают те проекты, которым удалось удачно вписаться в историческую среду, в "чёрную" – те, которые постигла очевидная неудача. Вы видите, что площадь – живой организм, чей облик не закончил формироваться до сих пор, как бы это не отражалось на его гармоничности.
Сейчас же нам предстоит отправиться в путешествие по одной из самых гармоничных и удивительных улиц нашего города. Её длина, ширина и высота расположенных на ней зданий строго пропорциональны друг другу. Ширина улицы равна высоте зданий и составляет 22 метра. То есть улица в своем вертикальном сечении образует идеальный квадрат. Длина улицы в десять раз больше – 220 метров. На этой улице находится всего два дома – по одному с каждой стороны. Оба дома одинаковы и практически зеркально (за исключением некоторых мелочей, которые вы сами найдёте, приглядевшись) отображают друг друга. Фасады окрашены в желтый цвет и декорированы сдвоенными полуколоннами, между которыми находятся большие окна с закругленным верхом.
В доме №1 (если театр у вас за спиной, то оно - по правую руку) размещалось Министерство Народного просвещения, а в настоящее время в нем находится Комитет по градостроительству и архитектуре (где же ещё находиться такому комитету, как не на улице великого зодчего!). Дом №2 напротив принадлежал Министерству Двора, но вскоре был отдан Театральному училищу. Здесь учились Анна Павлова, Матильда Кшесинская и знаменитая Авдотья Истомина, та самая, о которой Пушкин написал в "Евгении Онегине":
"...Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина. Она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вот прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьёт,
То разовьёт,
И быстрой ножкой ножку бьёт."
Одна же из воспитанниц школы, балерина Агриппина Ваганова вернулась сюда уже в качестве педагога и тридцать лет посвятила воспитанию танцовщиц, позднее широко известных не только в России, но и во всем мире. В 20-ом веке училищу присвоили имя Вагановой. В 1992 году оно было преобразовано в Российскую Академию балета. Возможно, приглядевшись повнимательнее, вы увидите, что по правому тротуару идут озабоченные делами менеджеры с кейсами, а по левому – одухотворённые и тонкие девушки и юноши, спешащие на занятия в Академию.
Первоначально улица называлась Театральной, из-за того, что она прилегала к театру, а в советское время её переименовали в честь зодчего Росси. Пройдя по улице от начала до конца, прочувствуйте её гармонию на себе, измерьте её пропорции собственными шагами.
Этой улице посвящены многие стихотворения, в частности, о ней писал и Бродский. Его друзья говорили, что поэт любил прогуливаться здесь. Он упоминает улицу в стихотворении «Похороны Бобо»:
"Твой образ будет, знаю наперед,
в жару и при морозе-ломоносе
не уменьшаться, но наоборот
в неповторимой перспективе Росси."
Слово «ломонос» здесь появляется благодаря словесной игре, так как улица зодчего Росси тянется от здания театра к площади, названной именем Ломоносова.