Характерной особенностью композиции Михайловского сада в проекте Росси было сохранение планировки, выполненной его предшественниками, Леблоном и Растрелли, на отдельных его участках. В результате сад стал представлять собой смешение двух исторических парковых стилей - регулярного или французского и пейзажного или английского. Давайте попробуем найти черты и того, и другого.
Регулярный стиль был популярен в XVIII веке и предполагал геометрическое расположение дорожек, чётко в линию посаженные деревья. Таким сад был задуман Леблоном при Петре, и приобрёл ещё более регулярный вид после работы Растрелли во время правления Елизаветы. Постепенно мода менялась, регулярные сады стали уступать место "английским", пейзажным, когда деревьям позволялось разрастаться как угодно, и дорожкам нарочно придавались причудливые изгибы. Так, например, Екатерина II писала Вольтеру: "Я страстно люблю теперь сады в английском вкусе, кривые линии, пологие скаты, пруды в форме озер, глубоко презираю прямые линии".
Конечно, Росси не мог не учесть смены стилей, однако кое-что он оставил и от регулярного периода. Например, посаженные в ряд у дорожки липы являются частью бывшей "шпалеры". В садово-парковом искусстве шпалерами называют ряды подстриженных кустарников и деревьев, высаженные вдоль прямой линии. Сейчас, конечно, липы не подстрижены, и рядом с ними соседствуют их вольные сёстры - те деревья, что были высажены уже в произвольном порядке. О новом, пейзажном характере сада говорит и плавный изгиб дорожки, уходящей в сторону садового павильона.
На этой дорожке Вы встретите ещё одну поясняющую табличку. На этот раз объект нашего исследования - букетная посадка. Это приём, характерный для пейзажного стиля, когда в одну посадочную яму сажают несколько деревьев. В некоторых местах (в основном, по краям) Росси сохранил регулярный стиль, а в центре провел перепланировку и применил новые приёмы, в том числе и букетную посадку.