С этой стороны сада, через открытые ворота хорошо видно западный фасад Михайловского замка, с полукруглым выступом и золочёным шпилем наверху. Этот выступ обозначает церковь, разместившуюся внутри. Из-за этого западный фасад замка также называют церковным. Церковь была освящена в честь архистратига Михаила, который считался покровителем рыцарей. Кроме того, Михаила считал своим небесным покровителем хозяин замка - император Павел. По имени архистратига замок и получил своё название.
Важно не путать Михайловский дворец и Михайловский замок. Дворец, оставшийся позади, строился для великого князя Михаила Павловича, сына императора Павла. Сам же Павел велел построить для себя замок, так как с детства увлекался рыцарями и средневековой романтикой. В честь покровителя рыцарей, архистратига Михаила, он не только освятил церковь в замке, но и назвал своего последнего сына. Так получилось, что названия замка и дворца совпадают, хотя это разные постройки, и причины происхождения их названий разные.
Павел принял решение о строительстве замка, так как не любил официальную резиденцию российских императоров - Зимний дворец. Многое во дворце напоминало ему о дворцовых интригах и переворотах. В результате одного из них был свергнут с престола и погиб его отец, император Пётр III. Павел сам страшно боялся такой участи, и, не чувствуя себя защищённым, мечтал поселиться в более основательном жилище.
Решение о строительстве новой резиденции он принял, едва взойдя на престол. Он распорядился разрушить деревянный и обветшалый Летний дворец Елизаветы Петровны, стоящий на этом месте. Именно в этом дворце Павел когда-то появился на свет. На месте дворца решено было возвести замок в рыцарском стиле. С названием замка связана одна легенда. Будто бы солдату, стоявшему на посту у Летнего дворца, явился архистратиг Михаил, окружённый таинственным сиянием. Он велел часовому тотчас идти к императору и сказать, что этот Летний дворец должен быть разрушен, а на его месте построен храм во имя архистратига Михаила. Солдат сделал так, как велел святой, на что Павел будто бы ответил: «Воля его будет исполнена». В тот же день он распорядился о постройке нового дворца и при нем церкви во имя архистратига.
Замок стали строить в очень спешном порядке. Императору не терпелось въехать в новые покои. К работе над проектом он привлёк архитектора, которого встретил в Италии во время своей заграничной поездки. Звали этого мастера Винченцо Бренна. Однако историки часто называют и второе имя - Василий Баженов. Так кому же принадлежит авторство проекта?
Только за последние 20 лет официальные справочники по архитектуре несколько раз меняли свое мнение на этот счет, поочередно называя авторами замка то одного, то другого архитектора. В последние годы наиболее часто встречается мнение, что Бренна пришёл на смену Баженову и переработал некоторые части его плана. При этом не следует забывать, что оба архитектора в немалой степени воплощали архитектурные фантазии самого заказчика. Павел будто бы не только давал советы, но и сам предлагал конкретные способы их решения.
Павел очень хотел возвести именно замок. Он с детства бредил идеалами рыцарства, зачитываясь романами Сервантеса. И во взрослом возрасте император не забывал своих пристрастий. Так, например, во время войсковых учений в Гатчине императрица по его настоянию должна была появляться в одной из башен. Историки часто называют Павла «царь-рыцарь». А какой же рыцарь без замка? Наиболее ярко предпочтения императора читаются со стороны главного фасада здания.